Сектантство и религиозное вольнодумство. Конец XVII - XVIII век

От 10 ноября 2005 года

Лекция № 11 по истории России

Вопросы, которые представляют определенную сложность.

В прошлый раз рассмотрели старообрядчество, церковные реформы Петра I.

Если то масштабное явление, которое мы изучали в прошлый раз, старообрядчество охватывало действительно миллионы, было альтернативной религией, церковью в России конца 17 – 18 века, то такое явление как сектантство было несравненно мене распространенным.

Секта – от латинского слова, сообщество, учение. Это явление менее распространенное, но не менее интересное, оно более новаторское, оригинальное, характеризующее в большей степени религиозные, духовные искания народа. Сект было разнообразное количество. Многие явления, которые развивались в 18 веке, они и сейчас имеют отголоски. Полезно видеть исторические корни.

В России 18 века сектантство было неотъемлемой чертой духовно-религиозной жизни цивилизации. Мы изучим секту под народным названием хлысты, божьи люди. Также секта скопцов, белых голубей. Секта молокан, духоборцев, субботников.

Как развивались эти духовно-религиозные искания русского народа?

В самом конце 17 века, точно неизвестно когда, но по рукописным памятникам в 1699 году (условная дата), было провозглашено новое учение крестьянином из Костромской губернии Даниилом Филипповичем. Он заявил, что в него вселился Бог-отец, Бог-Саваоф. И он, таким образом, живой Бога на земле, повторение ветхозаветного Бога-Отца Саваофа. Он провозгласил новое учение, согласно которому Бог постоянно воплощается в людях, вочеловечивается. Это произошло не один раз, когда Иисус Христос вочеловечился, а происходит постоянно. Находили этому обоснование в Священном писании.

Секта – это люди, которые толкуют какое-то положение Священного писания, преувеличивают его, кладут в основу своего учения. Такой кружок может существовать столетиями. Если этот кружок распался, то такое толкование христианства подпадает в раздел вольнодумия. Какое богословское обоснование? Они говорили: в церкви поётся: Христос рождается. Не родился, а рождается. Шедшие на поклонение к младенцу Христу волхвы спрашивали не где Христос родился, а где Христос рождается? Т.е. он все время в процессе рождения. Для сохранения истинной веры требуется не однократное сошествие на землю божественных сил, а постоянное. Это такое было представление. Они считали, что любой человек может стать Иисусом Христом, апостолом, Богом-Отцом. Но путь к этому лежит через пост, воздержание, праведную жизнь.

Даниил Филиппович выдвинул основу вероучения, кредо, символ веры секты Божьих людей. В народе их называли хлыстами, потому что они занимаются самобичеванием. Это было широко распространено в Европе, эти секты самобичевателей. Но нет ни одного доказанного случая. Что же это за учение?

12 заповедей легли в основу, которые сочинил сам Даниил Филиппович. Он ими заменил большое, сложное, противоречивое Священное писание. Он считал, что чтение Библии может свести с ума.

1 заповедь. Я тот Бог, который пророками предсказан. Сошел на землю спасти род человеческий. Другого Бога не ищите.

2 заповедь. Нет и не ищите другого учения.

3 заповедь. На чем поставлены, на том и стойте.

4 заповедь. Храните заповеди Божьи, и будете ловцами вселенной.

Обычно сектантскими идеями у нас увлечены незамужние женщины под 50 лет, обычно они находят себя в этом.

5 заповедь. Вина и пива не пейте, блуда не творите.

6 заповедь. Холостые не женитесь, женатые живите с женами, как с сестрами.

7 заповедь. Матерными словами не бранитесь, и даже имени дьявола не произносите, а называйте его врагом.

8 заповедь. На крестины, свадьбы, веселые беседы не ходите.

9 заповедь. Не воруйте. Если же кто хоть копейку украдет, то на страшном суде положит ее на темя головы, и когда монета от огня расплавится, только тогда получите прощение.

10 заповедь. Веру свою содержите втайне. И никому, ни отцу родному, ни отцу духовному не объявляйте. И ежели придется, то должны вытерпеть и огонь, и топор, и кнут, а о вере не объявляйте.

11 заповедь. (оказывается в некотором противоречии с № 5). К другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, богу молитесь.

Любовь подразумевалась духовная, но когда очень хочется, можно толковать по-другому.

12 заповедь. Духу святому верьте.

Христоверы считали, что не в церкви, а во внутреннем мире человека, в его душе происходит единение Бога с человеком. Они отделились от церкви. Молитвенные собрания проводили в больших домах. Эти общины называли кораблями. Корабль – путь к спасению. В этом корабле они плыли.

Во главе хлыстовского корабля стоял духовный вождь. Могла быть и женщина. Роль женщин в этой секте была активной. Во главе корабля могла стоять Богородица. Т.е. они подражали христианству, но упростили его до предела.

Первым Иисусом Христом русским был крестьянин Иван Тимофеевич Суслов. Он был деятельным учеником Даниила Филиппова. Он окружил себя 12 апостолами. При нем была Богородица. Этот духовный вождь назывался кормщик или кормщица. В каждой общине были свои правила. Их богослужения именовались радения во Христе.

Несколько способов. Как правило в выходной день. Члены секты одевались в белые одежды, приходили на радения. В Священном писании было найдено подобие. Например, царь Давид молился беснуясь, выкрикивая, кружась, восхвалял Бога. Это было моление в веселой форме. И они тоже так активно молились.

Был распространен способ, когда радеющие вставали в круг, брали друг друга за руки и начинали кружить по солнцу. В центре стояла кормчая или кормчий, восклицала: Радейте, радейте, плоти не жалейте. Люди кружились и восклицали: Ой, Бог, ой, Дух,… Голова постепенно начинала кружиться. Все падали. Их в этот момент обвиняли, что у них происходил свальный грех, коллективное совокупление.

«Версия о разврате среди хлыстов как неотъемлемом элементе их религиозного культа лжива. Такого элемента в религиозном культе хлыстов никогда не существовало».

Относительно хлыстов, очевидно это имело место. Дети у них рождались.

Были другие способы радения. Становились друг против друга и начинали молиться. Или совершали перебежки из угла в угол по 100 раз.

Хлыстам многое приписывали, что на некоторые праздники они закалывали младенца и его кровью кропили, якобы они причащались кровью младенца. На самом деле они причащались квасом с хлебом или водой с хлебом – тюрей.

Хлыстовщина охватила всю страну, даже у хантов были хлыстовские «корабли».

В 1730-е годы 18 века в Москве 6 кораблей было выявлено, в том числе даже в Кремле, в Чудовом монастыре.

На смену Суслову пришел Прокофий Данилович Лупкин – стрелец, участник походов на Азов. Это второй Иисус Христос, который имел в России авторитет.

Хлыстовщина распространяется и на СПб. Был известен юродивый Андреян Петров, который без слов предсказывал будущее.

Впервые выявили эту секту в 1732 году. Было схвачено 78 человек на хлыстовских радениях, в том числе монахи и монахини. В материалах Синода говорилось: Богомерзкая ересь была подвергнута суровому преследованию. Инокиня Анастасия – Богородица корабля московского Ивановского монастыря, монахи Тихон Струков, Филарет Мураков были казнены на территории Сытного рынка Петроградской стороны, напротив Зоопарка. Их казнили через отсечение голов. Остальных наказывали кнутом.

Но секта возрождалась, пустила прочные корни, практически дожила до современных лет. Репликой хлыстовщины было и несколько лет назад. Все заборы были оклеены портретами женщины в белом, Живая Богородица (бывший комсомольский работник, по фамилии Цвигун). Называлось это Белое братство. У нее и муж был. Имя у нее было Мэри Дэви Христос – на американский лад.

Это реплика хлыстовщины. У хлыстов тоже были иконки.

5 лет назад была баба Нюра. Она попадала под основные признаки хлыстовщины. У нее был авторитет среди пожилых людей.

От хлыстов отпочковались другие секты. Хлысты – христоверы, божьи люди. Хлыстами они сами себя не называли.

Это русская секта по характеру, западных аналогов у нее нет.

Из секты хлыстов выделилась секта скопцов или белых голубей. В основном они разделяли обряды христоверов. Они могли и в обычную церковь ходить.

Скопцы провозгласили в качестве основного пути спасения души принесение богоугодной жертвы в виде оскопления. Это самокастрация. Это была определенная реакция на то, что на некоторых хлыстовских кораблях была обстановка разврата.

В Священном писании они нашли описание: есть скопцы, которые оскоплены от судей, а есть скопцы, которые делали сами себя скопцами для царства небесного. В Евангелии от Матфея.

Основатель скопчества Кондратий Иванович Селиванов. Поначалу он был членом хлыстовской секты. Но пришел к выводу, что на некоторых кораблях недостаточно аскетичный образ жизни.

Он решил, что ангелы – бесполые существа. Скопцы подражали ангелам.

В основном путь скопцов совпадали с хлыстовским. Также они веровали в живых богов. В основном секта скопцов была распространена среди городской буржуазии, а хлыстовщина в сельской местности.

Поволжье, западная Сибирь, южно-русские губернии, Петербург, Москва – места распространения скопцов.

Первоначально оскопление – был вид христианского мучения, подвига. Выжигалось. Потом более гуманно – отрезалось. У женщин отрезались соски….

Первая репрессивная мера против скопцов – 1772 год. В этот год священник молодой наблюдал как купаются в Орловской губернии. И он углядел отсутствие половых признаков, и сообщил куда надо. Началось следствие и гонения на скопцов. Поймали Селиванова в деревне Сосновка Тамбовской губернии. Его секли.

Сосновка – святое место скопцов.

У скопцов были иконы с изображением Селиванова. Считалось, что он прожил 112 лет. В СПб были массовые радения скопцов в большом доме купца Солодовникова. У Кондратия Селиванова были титулы Иисуса Христа, Петра III. При Павле I он был объявлен сумасшедшим, схвачен, заточен в Обуховскую больницу. Но Александр 1 его выпустил. Селиванов дал пророчество Александру накануне похода 1805 года. Видимо пророчество было положительное, потому что разумом не понять, зачем Россия вступила в эту катастрофическую Аустерлицкую битву. Был полный разгром русско-австрийских войск. Наверное, император был уверен в победе, здесь была вера, а не разум.

Последние 12 лет жизни Селиванов провел в заточении в Суздальском Спасо-Ефимьевском монастыре. Там он в 1832 году скончался, а родился еще при Петре I. В последние годы он ослеп.

С сектой скопцов расправились после октябрьской революции в 1920-е годы.

В основном скопцы были распространены среди буржуазии. Много было миллионеров. Такому накоплению капитала способствовало то, что они передавали капитал духовному сыну. Этот духовный сын был один, капитал не дробился.

Эта секта, рожденная на русской почве, плод русских духовных исканий. Имеет извращенную форму. Это не заимствование.

Еще одна секта, которая почти разорвала с христианством. Являлась почти новой религией. Секта духоборов или духоборцев. Она появилась в середине 18 века на русской почве и практически разорвала с христианством. Иное название: духовное христианство.

В конце 1860-х годов они разделились на 2 секты: собственно духоборов и молокан.

Основатель секты духоборов Силуан Колесников. Они отпочковались от христоверов-хлыстов, но с мистикой радений они порвали. Духоборы считали, как и хлысты, что Бог воплощается в избранных людях. Эти живые Христы и Богородицы стояли во главе секты. Но христианство они до предела упростили. Не отказываясь от христианства в принципе, они свое учение стали внедрять. Они не отрицали Священное Писание, но главным для них было собственное Писание «Животные книги» или «Книги жизни», от слова живот – жизнь.

В этих книгах они писали духовные песнопения собственного сочинения. Песни пелись во время молитвенных собраний. Там воспевались общечеловеческие ценности: труд, верность семейным устоям, нестяжательство, непримиримы к пьянству, лени. Труд – телу честь и душе вспоможение. Порицали развлечения и веселье. Был у них примитивный коммунистический подход об общности имущества. Взаимная поддержка была, если с кем-то случалось несчастье: погорел, заболел и т.д.

Они считали, что нужно жить зажиточно, не стремиться к обогащению.

Они отвергли умерщвление плоти: недоедание, и т.д. Они считали, что плоть надо не умерщвлять, а укрощать. Воздерживаться от половой распущенности, от излишеств, отказались от постов, но обжорство осуждали.

Власти их жестоко преследовали. Духоборы слишком отличались от официальной церкви. Они отвергали духовенство. Считали, что раз это учреждение, то грех в нем заложен изначально.

Они отвергали монашество, храмы, церковные таинства, почитание креста, мощей, веру в чудеса.

Библии не придавалось значение высшей инстанции. В самом человеке, внутри находится его внутренняя церковь.

Непозволительно носить оружие, нельзя служить в армии, незаконность войны, непозволительность клятвы, равенство людей проповедовали.

Духоборов было не много, потому что власти их жестко преследовали.

В 1826 году было выявлено 27 тысяч духоборов. Во времена обер-прокурорства Синода Победоносцева были преследования сектантов, духоборов выжили на окраины России и вообще из России. Духоборами была заселена тогда безлюдная Саянская степь, ныне южный Азербайджан, безлюдные районы Армении (Красносельский район). До сих пор они там живут.

Молоканы. Секта появилась в конце 1760-х годов 18 века. Если раннее духоборство было связано с христианством, то молоканство с самого начала имело опору в мещанских слоях, в слоях городского торгово-промышленного населения. Основатель молоканства – бродячий деревенский портной Семен Уклеин.

Есть десятки толкований названия секты. Свое учение они называли чистым молоком духовным. В отличие от духоборов Библия для молокан – единственный источник истины. На Библии они основывали свое учение. Религиозный культ молокан сводился к молитвенным собраниям, проповедям, пению духовных песен. Остальное – как у духоборов. Ценности: труд, умеренность, честность, трезвость, верность семье.

Правительство тоже их строго преследовало.

На рубеже 17-18 веков появилась секта субботники.

Эта секта, в отличие от изложенных ранее, возникших на почве русской цивилизации, русской духовно-религиозной мысли, она по сути дела явилась воспроизведением иудаизма на русской почве. Это по сути иудаизм, который исповедовался русскими, белорусами, украинцами и другими народами Российской империи. Секта была широко распространена. При Петре 1 она называлась Брынская вера.

Эта секта воспроизводила основные положения иудаизма. Почитали субботу. У славян как известно – воскресенье. Слово воскресенье только с 16 века стало распространяться в честь воскресения Христа. А во всех славянских языках старое слово – неделя для обозначения воскресенья. В субботники не ели зайчатину. Признавали только Ветхий Завет, а Новый завет и Евангелие не признавали. Ветхий Завет – общий и для православия и для иудаизма.

Придерживались кодекса морали Моисея. Соблюдали пищевые запреты, кошерную пищу. Давали детям ветхозаветные имена типа: Моисей, Сара, Соломон, Абрам.

Соблюдали обряд обрезания.

Субботничество – это определенный вызов властям, официальной церкви, потому что церковь резко отрицательно относилась к иудаизму. Иудеи распяли Христа. В половине европейских стран иудеям даже было запрещено проживать.

Возможен другой подход: Иудеи дали миру Иисуса Христа. Но потом, когда он провозгласил новое учение, он родоначальник христианства. Он имел великое число последователей. То учение, которое он дал, распространилось, стало мировой религией.

Иисус Христос хорошо известен, мусульманство тоже его признает, пророк Иса, только они не считают, что это главный пророк.

Что писал о субботниках в Петербурге датчанин ______фон Гален, 1726 год: Замечено, что многие русские в тех или иных делах хорошо относятся к евреям. В начале 1726 года обнаружили, что многие русские имеют в подвалах тайные сходки дабы отмечать по субботам шаббат и отправлять иудейское богослужение. Тот, кто знает оба эти народа, легко увидит, что между русскими и евреями большое сходство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: