Религиозное вольнодумство

Если нетрадиционное неканоническое толкование христианство не закреплялось в виде какой-то секты, общины единомышленников, не существовало устойчиво на протяжении десятилетий, столетий, то это было просто религиозное вольнодумство. Это 2 родственных понятия.

Это вольнодумство и в верхах и в низах общества постоянно возникало. Люди читали Священное Писание, осмысляли его, причем по-разному, находили там противоречия, не могли их согласовать, впадали в заблуждения и начинали верить. Так возникло вольнодумство.

Если в верхах русского общества вольнодумство в основном имело западный источник.

Екатерина 2 по-своему тоже религиозный вольнодумец. И Татищев – русский великий историк.

Но народная среда нам гораздо более интересна. Потому что в народной среде вольнодумство возникало от духовных исканий, от попыток самостоятельно (а значит неканонически) осмыслить Священное писание.

Такая ересь была связана с именем Дмитрия Евдокимовича Тверитинова, который пришел в Москву около 1692 года из Твери. Предыдущая его фамилия Дерюжкин. Он очень интересовался вопросами веры. Он был брадобрей, цирюльник. За их услуги могут платить верхи общества. Он ходил по этим домам. Пока человека бреют, ему хочется о чем-то поговрить. Говорили в основном о вопросах веры. Он получал бесценные нравственные занятия с интеллектуальной верхушкой русского общества. Это по сути дела университетское образование. Он изучил латынь самостоятельно, делал выписки из латинского перевода Библии, читал и по древне-славянски. Результатом стало около 500 выписок, касавшихся почитания икон, мощей, чудес и т.д.

Он считал, что православная церковь почитает Священное предание, т.е. постановление первых Вселенских соборов, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Он считал, что это все от разума человеческого, это не связано с богодухновенным. Они друг друга поносят, ругаются, ошибки делают. Он считал, что богодухновенное это Евангелие и Библия.

Он оказался с протестантами, хотя протестантизма не знал. Он считал, что нельзя почитать иконы, что это подобно кумиролужению. Не надо почитать крест, потому что это древо бездушное. Он вел диспуты в Славяно-Греко-Латинской академии. Даже глава русской церкви Стефан Яворский утверждал, что … Тверитинова не от разговора от других, но от своего вымысла. Он неканонически толковал многие слова. Например, апостол сказал: бойся Бога и делай правду, во всяком языце, т.е. народе, приятен ему есть. Слово «языце» это народ. А он перевел по-другому, сделал радикальный вывод: как бы ты не верил, к какой разновидности христианства не принадлежал, ты все равно найдешь путь к спасению.

Было у него множество последователей, около 100 человек в Москве, в основном из демократической среды, студенты Славяно-греко-латинской академии, брадобреи, торговцы, часовщик.

В 1713 году кружок был разгромлен.

Был еще кружок, во главе стояла женщина по фамилии Зима. Она считала, что надо верить духам. Ее кружок тоже был разгромлен.

Ересь Григория Васильевича Талицкого. Был такой книгописец при Петре I, переписывал Священное Писание. Заказов было мало. Любил читать «Апостол», это поздняя книга Библии, I век н.э., о конце света. Там развернутое учение об Антихристе.

Он пришел к выводу, что Петр I это и есть Антихрист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: