Вставить пропущенную часть лекции

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Правовое формы возмещения вреда причиненного природной среде в результате правомерной деятельности

Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства

Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования. Понятие экологического правонарушения

4. Особенности применения гражданско–правовой ответственности за нарушение экологического законодательства

Под ответственностью за экологические правонарушения понимается отношения между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях наступающих для нарушителя экологических требований.

Среди ученых наметилось стремление понимать юридическую ответственность широко – как осознание субъектом своего поведения в правовой сфере, его последствий социальной значимость.

Такой подход послужил основанием для рассмотрения ответственности в 2 аспектах:

1. Позитивном – за будущее действие.

2. Ретроспективном – за действие уже совершенное.

Это особенно важно для экологических правоотношений. Ответственность в позитивном плане базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий не связанных с нарушением нормы права. Еще одной особенность эколого- правовой ответственности является то что в результате экологического правонарушения причиняется вред как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (экологическое составляющее) так и конкретным лицам (экономическое составляющее).

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд функций: превентивная, охранительная, стимулирующая, карательная, компенсационная.

Основанием к эколого- правовой ответственности является экологическое правонарушение, которое представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство и причиняющие или способное причинить вред окружающей среде а также жизни и здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу совершившему административное правонарушение а также к юридическому лицу признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в главе 15 КОАП.

Уголовная ответственность. С принятием уголовного кодекса 99го года в законодательстве было впервые введено понятие преступления против экологической безопасности и природной среды под которым понимается совершенное умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние причинившее или могущее причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному или растительному миру, атмосферному воздуху и иным природным объектам.

Составы преступления в области окружающей среды отражены в главе 26.

Общественная опасность уголовно-наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий:

1. Административная преюдиция

2. Крупный размер

3. Смерть//заболевание людей

В соответствии со статьей 99 Закона об охране окружающей среды привлечение лик к ответственности за нарушение экологического законодательства не освобождает их от возмещения вреда причиненного окружающей среде и выполнение мероприятий по ее охране.

Важнейшим принципом возмещения вреда является принцип полноты возмещения вреда в соответствии с которым лицо обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Анализ гражданского и экологического законодательства позволяет выделить специальные принципы возмещения вреда причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду:

Принцип признания экологически опасно для окружающей среды любой хозяйственной и иной деятельности пока не доказано обратное.

Принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды.

Принцип недопустимости хозяйственной деятельности последствия которой не предсказуемы до окружающей среды.

Экологический вред – это вред причиненный окружающей среде а также жизни, здоровью и имуществу граждан в том числе ИП, имущества Юридически лиц и имуществу находящемуся в собственности государства в результате вредного воздействия на окружающую среду. Вред причиненный окружающей среде применяется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Размер, способы и сроки возмещения вреда причиненного окружающей среде определены в статье 101- 1 ЗОООС.

По общему правилу размер возмещения вреда определяется в соответствии с таксами а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков в том числе упущенной выгоды.

Порядок возмещения вреда причиненного здоровью и имуществу граждан определен в статье 102 ЗОООС.

Дополнительной мерой административно-правового характера применяемой к нарушителям требований в области охраны окружающей среды является ограничение или приостановление хозяйственной и иной деятельности. Статья 100 ЗОООС.

В соответствии со статьей 993 ГК вред причиненный правомерными действиями подлежит возмещению в случаях предусмотренных законодательством.

К таким случаях относят обязательные платежи за природопользование. Возмещение потерь СХ и лесохозяйственного производства. И возмещение убытков причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшение качества земель. Порядок определен соответствующими положениями утвержденным ПСМ от 26 марта 2008 №462.

Правовое регулирование, использование и охрана земли

Вопросы:

1. Использование и охрана

2. Государственное управление землями

3. Правовые формы использования земель

4. Правовая охрана земель

1вопрос

Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно природное образование составную част окружающей среды, является объектом самостоятельного вида природа-ресурсных отношений (земельных отношений) складывающихся по поводу использования и охраны земли. Земля выполняет экологически, экономические и социальные функции с учетом которых осуществляется правовое регулирование.

В соответствии со статьей 1 Кодекса о Земле от 23 июля 2008 года Земля – это земная поверхность включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Одновременно земля является объектом имущественных отношений которые складываются к гражданском обороте и в которых земля имеет статус недвижимого имущества.

Все земли и земельные участки в РБ распределяются по категориям в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны. Выделяют следующие категории земель:

1. Земли СХ назначения

2. Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов

3. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историка культурного назначения.

5. Земли лесного фонда

6. Земли водного фонда

7. Земли запаса

Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды, подачи землепользователями заявлений о переводе земель из одной категории в другую. В соответствии с природно-историческими признаками земель, их состоянием и характером использования осуществляется их деление на виды а именно:

1. Пахотные земли

2. Залежные земли

3. Земли под постоянными культурами

4. Луговые земли

5. Лесные

6. Земли под древесно- кустарниковой растительностью

7. Земли под болотами и другие

Статья 7 Кодекса о Земле.

Порядок перевода земель из одних видов в другие устанавливается Президентом РБ.

Государственное управление землями – это урегулированная нормами права исполнительно распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Объектом государственного управления являются все земли РБ поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

Функциями управления землями являются:

1. Программирование и прогнозирование использование охраны земель

2. Распределение и перераспределение земель

3. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра

4. Землеустройство

5. Мониторинг земель

6. Государственный контроль за использованием и охраной земель

7. Разрешение земельных споров

Специальное правление в области …земель осуществляет Государственный комитет по имуществу на которых возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, гос регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений.

Учет земель ведется в форме земельного кадастра который представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. В соответствии со статьей 84 Кодекса о земле государственный земельный кадастр состоит из:

1. Единого Реестра АТЕ РБ

2. Единого государственного регистра на недвижимое имущество, прав на него и сделок с ним

3. Реестр цен на земельные участки, регистр стоимости земельных участков и реестр земельных ресурсов

В целях наблюдения за состоянием земель в составе национальной системы мониторинга ведется мониторинг земель.

Мониторинг земель – это система постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора и обработки информации и для других целей.

Правовые формы использования земель это закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю посредством которых осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений.

Объектом прав на землю являются индивидуально определенные земельные участки.

Правовые формы использования земель:

1. Право частной собственности на землю

2. Право пожизненного наследуемого землевладения

3. Право пользования (временное или постоянное)

4. Аренда

5. Концессия

6. Сервитут

В частной собственности граждан могут находится земельные участки предоставленные для следующих целей:

1. Строительство или обслуживание жилого дома

2. Ведение личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (Для таких целей земельные участки могут получить только лица зарегистрированные в этом населенном пункте)

3. Коллективное садоводство

4. Дачное строительство

5. Обслуживание зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке

Негосударственные юридические лица могут приобретать земельные участники в частную собственность для обслуживание принадлежащим их в частной собственности капитальных строение а также в иных случаях предусмотренных президентом.

Пожизненное наследуемое земельное владение. + 2 цели:

1. Для ведения крестьянского фермерского хозяйства

2. Традиционных народных промыслов (ремесел)

Статья 15 кодекса о земле. Только юр лица могут быть субъектами постоянного пользования земельным участками.

Временное может быть до 10, 20, 99 лет.

Субъектами могут выступать и юр лица и граждане.

Аренда.

Концессия. Основанная на договоре заключаемом РБ с национальными или иностранными инвесторами срочное возмездное землепользование. Осуществляется в рамках законодательства о иностранных инвестициях.

Цели для сервитута определяются кодексом примерно.

Правовое регулирование использования и охраны растительного мира

Вопросы:

1. Растительный мир как объект использования и охраны

2. Государственное управления в области с управлением объектами растительного мира

3. Право пользования объектами растительного мира

4. Правовая охрана и защита растительного мира

Растительный мир как объект экологических правоотношений в литературе трактуется по разному в зависимости от соотношения с понятием лес.

В широком смысле: растительный мир включает в себя все совокупность дикорастущих растений в том числе и лесную растительность.

При узком понимании необходимо разграничивать вне лесную естественную растительность и леса как природные объекты. При этом необходимо согласование НПА регулирующих лесные отношения и отношения в области охраны и использования растительного мира вне лесов.

В соответствии со статье 1 Закона о растительном мире от 14 июля 2003 года Растительный мир это совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и насаждений.

Объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира являются:

1. Произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции и растительные сообщества или насаждения

2. Изъятые или удаленные дикорастущие растения, их части или продукты жизнедеятельности

3. Производные от дикорастущих растений, дериваты, ботанические коллекции

4. Среда произрастания объектов растительного мира и права пользования

Государственное управления и обращения в области объектов природного мира осуществляют президент, совет министров, местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Органами специальной компетенции являются Министерство природы, Министерства Лесного Хозяйства, Министерства ЖКХ, иные республиканские органы гос управления определяемые президентом или совмином. Научное обеспечение государственного управления осуществляют национальная академия наук Беларуси и другие научные организации. Государственный учет объектом растительного мира ведётся в соответствии с законодательством РБ с целью учета количественных, качественных и других характеристик объектов растительного мира, объемы характер и режимы их использования а также для осуществления систематического контроля за изменениями указанных характеристик и обеспечение государственных органов, юр лиц и граждан экологической информацией в области обращения с объектами растительного мира.

Пользователи объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов обязаны вести учет объектов растительного мира. Порядок учета объектов растительного мира расположенная на землях населенных пунктов и обращение с ними устанавливается Министерством ЖКХ по согласованию с МинПрироды а на землях других категорий – Министерством Природы.

Учет объектом растительного мира осуществляется также в форме государственного кадастра растительного мира. Он представляет собой систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориями земель или водных объектов, пользователем земельных участков или водных объектов, количественно и качественной характеристика объектов растительного мира, их экологической оценке а также других данных.

Согласно положению о порядке ведения государственного кадастра растительного мира утверждённым постановлением Совмина от 13 декабря 2004 года №1580 ведение кадастра осуществляется МинПрироды совместно с заинтересованным республиканскими органами государственного управления. Кадастр ведется в виде баз данных на электронных и бумажных носителях.

Ведение кадастра включает:

1. Проведение кадастрового учета объектов растительного мира путем проведения планового обследования территории республики и заполнение по его результатам карточек кадастрового учета. Не реже 1 раза в 10 лет.

2. Ежегодное предоставление отчетной документации кадастра

3. Ведение кадастровых книг

4. Подготовка и опубликование информационных бюллетеней

Мониторинг растительного мира предоставляет собой систему наблюдений за состояние объектов растительного мира и среды их произрастания, оценки и прогноза их изменений. Не относятся к объектам наблюдений: культивируемые сельскохозяйственные и декоративные растения, леса.

Мониторинг проводится национальной академией наук и осуществляется по следующим направлениям:

1. Разнообразие растительного мира Республики Беларусь

2. Популяции видов растений охраняемых в соответствии с международными договорами а также включенных в красную книгу

3. Ресурсы растительного мира

4. Популяции видов инвозильных растений, создающих угрозу жизни или здоровью граждан, сохранению биологического разнообразия

5. Насаждения на землях населенных пунктов

6. Насаждения используемые в защитных целях

7. Среда произрастания объектов растительного мира

Лекция от 26.03.2012 после выхода с больничного

Закон о растительном мире использует ряд терминов не используемых в отраслевого природа-ресурсном законодательстве. Наиболее общим является термин «обращение с объектами растительного мира» под которым понимается деятельность связанная с охраной, защитой, воспроизводством, содержанием, изъятием, удалением или пересадкой объектов растительного мира и пользованием ими а также с озеленением.

В статье 44 закона о растительном мире предусматриваются следующие виды пользования объектами растительного мира:

1. Заготовка древесных соков

2. Сбор, заготовка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) или их частей (ягод, орехов)

3. Заготовка древесины

4. Сенокошение

5. Пастьба скота

6. Пользование объектами растительного мира в культурно оздоровительных, туристических, иных рекреационных и других целях

7. В научно исследовательских и учебно-опытных целях

Может быть постоянным как постоянным так и временным (пользование).

Удаление и пересадка объектов растительного мира допускается в случая когда (статья 37 закона):

1. Производится строительство

2. Такие объекты препятствуют эксплуатации зданий, сооружений и других объектов

3. Если объекты растительного мира находятся в ненадлежащем аварийном состоянии

4. При ликвидации ЧС или их последствий

5. Иные случаи

Порядок выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах определяется соответствующим положением утвержденным постановлением Совета Министров 25 октября 2011 года №1426.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: