Организационно правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Понятие и общая характеристика управления в области природа пользования и охраны окружающей среды

2. Механизм государственного управления в …

3. Система государственных органов осуществляющих…

В литературе предлагаются различные определения понятия управления природа пользованием и охраны окружающей среды.

Ранее управление рассматривалось как осуществление государственными функций вытекающих из содержания права исключительной собственность государства на землю, недра, воды и леса. Управления в области природа пользования и ООС это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду. В основе осуществления управления в рассматриваемой сфере лежит право территориального верховенства государства.

Государства исходя из интересов общества в охране окружающей среды организует систему управления в это области. Экологическое управление носит организующий, повседневный, исполнительно распорядительных характер и осуществляется главным образом государственным органами исполнительной власти а также общественным организациями.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления наделяются в законодательном порядке соответствующими полномочиями, определяется система их взаимоотношений, координация деятельности этих органов а также их ответственность.

Указанные полномочия касаются любых субъектов деятельность которых оказывает влияние на природы не зависимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и самого субъекта.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере определяется тем что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов граждан.

Принципы государственного управления это исходные положения соответствии с которыми строится система органов управления, распределяется компетенция и определяется набор средств которые в праве применять органы управления.

Общие принципы управления:

1. Законность управления

2. Информирование и гарантирование права на получение достоверной экологической информации

3. Приоритет охраны окружающей среды

4. Сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности

5. Недопущение совмещения функций государственного регулирования управления и контроля а также независимости контроля и функции природа пользования.

6. Гарантирование административного и судебного порядка, обжалование решений органов управления

7. Ответственность органов управления и государства за решения приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды.

Механизм управления природа пользования включает методы, формы, функции управления и системы государственных органов осуществляющих такое управление.

Методы, способы воздействия на поведения и деятельность управляемых с целю обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды.

Подразделяются на:

1. Административные

2. Экономические, создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении субъектами решений государственных органов. Данный метод базируется на концепции устойчивого развития экономики. Направления:

- установление жестких экономических ограничений по территориями и экосистема где должны были размещаться производственные базы

- создание системы платежей за природа пользование

- возмещение вреда причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду

- упорядочивание источников финансирования по охране природных ресурсов

- экономическое стимулирование на основе установления льгот по налогообложению при внедрении ресурсно-сберегающих технологий, льгот по кредитованию мероприятия по охране окружающей среды

3. Методы морального стимулирования которые реализуются по средствам применения мер поощрительного характера и в форм воздействия на нарушителей

В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и право охранительная деятельность государства.

Функция управления это закрепленная в законодательных и иных НПА направления деятельности субъекта по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов. Своеобразие природных объектов предопределяется специфичность функций а их общность обусловленная принадлежностью к единой системе природы приводит к тому что многие функции являются общими для земельного, водного, лесного права

Функциями управления являются:

1. Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды

2. Планирование в области природа пользования и ООС

3. Лицензирование

4. Мониторинг

5. Учёт природных ресурсов, государственная экологическая экспертиза

6. Экологическая сертификация

7. Контроль в области охраны окружающей среды

8. Разрешение споров в области природа пользования и ООС

Система государственных органов управления в … объединяет разнообразные органы управления для которых общим является то что они осуществляют однородный вид деятельности – государственное управление в области использования природных ресурсов, охраны отдельных компонентов природной среды и окружающей среды в целом.

В соответствии с принадлежащими им полномочиями органы управления а рассматриваемой им области подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К органам управления специальной компетенции в органах охраны окружающей среды в соответствии с ч.2 ст.8 закона об ООС (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы) а также специально уполномоченные республиканские органы государственного управления (Министерство Здравоохранения. МЧС, Министерство Лесного хозяйства, Государственный комитет по имуществу и иные республиканские органы государственного управления).

Охрана окружающей среды представляет собой деятельность гос органов, общественных объединений иных юридических лиц и граждан направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и другого вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидации ее последствий.

Государство осуществляет регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды путем установления обязательных для исполнения всеми субъектами нормативных предписаний. Организационные механизм охраны окружающей среды основан на административным методах государственного регулирования. Основными организационно правовыми механизмами охраны окр среды являются:

1. Планирование

2. Нормирование и стандартизация

3. Лицензирование

4. Мониторинг

5. Учет в области охраны окр среды

6. Оценка воздействия на окр среду планируемой хоз или иной деятельности

7. Экологическая экспертиза

8. Экологическая сертификация

9. Контроль

10. Экологический аудит

Планирование является традиционной мерой регулирования природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 80 Закона Об Охране Окр среды планирование осуществляется путем разработки:

1. Территориальных комплексных схем рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окр среды

2. Программ рационального использования природных ресурсов и охраны окр среды в целом по республике в пределах АТЕ а также по отраслям экономики.

3. Мероприятий по рациональному устойчивому использовании природных ресурсов и охраны окр среды

Юр лица и ИП осуществляющие хоз деятельность оказывающие вредное воздействие на окр среду обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке установленном законодательством.

Нормирование и стандартизация

Под нормированием понимается установлением уполномоченными гос органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии статьей 18 Закона об Охране окр среды нормирование заключается в установлении:

1. Нормативов качества окружающей среды

Устанавливаются на уровне обеспечивающем экологическую безопасность и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. Их превышение угрожает сохранению биологических условий существования человека. К нормативам качества окр среды относятся (нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, нормативы предельно допустимых физических воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и т.д.). Утверждаются МинЗдравом.

2. Нормативов допустимого воздействия на окружающую среду

Устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности для юр лиц и ИП. Виды: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, нормативы образования доходов производства, допустимых физических воздействий, допустимого изъятия природных ресурсов, допустимой антропогенной нагрузке на окр среду и другие). Должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории. Иначе говоря нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для каждого субъекта с учётом всех источников воздействия на окружающую среду устанавливаются на уровне при котором суммарные нормативы воздействия от всех субъектов на данной территории с учетом перспектив развития не приведет к превышению нормативов качества окр среды.

3. Лимитов на природопользования

Установленные природа пользователем на определенный период времени объемы изъятия добычи природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия.

Лицензирование

Разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений.

В соответствии с положением о лицензирование отдельных видов деятельности утвержденным указом президента № 450 подлежит лицензированию деятельность связанная с воздействие на окружающую среду а именно:

1. Обращение с озонового разрушающими веществами (Производство, купля продажа, хранения, утилизация, рециклинг, использование отходов 1 – 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.

Лицензионное требование и условия предъявляемые к лицензиатам определены в пункте 217 Положении. Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется Министерство Природы.

2. Деятельность связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения которую проводит МЧС. Лицензионные требования определенные в главе 26 Положения.

Мониторинг

Система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза, изменений его состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Объектами наблюдения являются:

1. Природная среда

2. Отдельные компоненты природной среды и их реакция на антропогенное воздействие, источник воздействия и факторы антропогенных воздействий

Оценка предполагает с одной стороны определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой, определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способах человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений.

Прогноз позволяет наметить меры направленные против уже имеющихся вредных воздействий и меры профилактического характера. Мониторинг окружающей среды осуществляется также для обеспечения государственных органов, юр лиц и граждан полной достоверной информации необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды. В 19993 году в РБ была создана Национальная Система Мониторинга Окружающей среды. НСМОС. Она включает следующие виды мониторинга:

1. Мониаторинг земель. ГосКОм по Имуществу

2. Поверхностных вод. Мин Природы

3. Подземных вод. Минприроды

4. Атмосферного воздуха МинПрироды

5. Озонового слоя. Министарства Образоания

6. Расительного мира. Нац Академ Наук Белорусии

7. Лесов. МинЛесХоз

8. Животного мира. МинПрироды

9. Радиационный мониторинг. Министерство Природы

10. Гео физический. НАН РБ

11. Локальный мониторинг окружающей среды. Министерство Природы

Порядок организации и функционирования НСМОС определен положением утверждением постановлением совета министров от 14 июля 2003 года номер 949.

Учет

Законодательством предусмотрена что в области охраны окружающей среды осуществляется государственный учет и учет проводимых юр лицами и ИП при осуществлении хозяйственной деятельности. Государственному учету подлежат юр лица и ИП хозяйственная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду в том числе экологически опасная деятельность, виды и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ к окружающую среду, виды и вылечена вредных физических и других воздействий на окружающую среду.

Он проводится территориальными органами мин природы и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления.

При осуществлении государственного учета ведется государственный реестр юр лиц и ИП. Государственный учет используемых природных ресурсов ведется в форме кадастров. Кадастр – это систематизированный свод данный о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании.

В РБ ведутся следующие кадастры:

1. Земельный

2. Недр

3. Водный

4. Атмосферного воздуха

5. Лесной

6. Растительного мира

7. Животного мира

8. Климатические

9. Отходов

Юр лица и ИП при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов окружающих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке установленном Минприроды.

Выше названные данные подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учёту.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду)

… возможного воздействия на окр среду при реализации проектных решений предполагаемых изменений окружающей среды а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения в возможности иди не возможности реализации проектных решений.

Целями проведения оценки воздействия являются:

1. Всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятие решений о ее реализации.

2. Поиск оптимальных проектных решений

3. Определение допустимости или недопустимости реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке

Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов указанных в части 1 статьи 13 закона о государственной экологической экспертизе. Порядок проведения ОВОС установлен положением утвержденным постановлением Совета Министров от 19 мая 2010 года №755.

Экспертиза экологическая

Это установление соответствия или не соответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной деятельности, требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

В РБ проводятся государственная и общественная экологические экспертизы.

Основания и порядок их проведения определены законами от охране окружающей среды, о государственной экологической экспертизе от 9 ноября 2009 года и положением о порядке проведения общественной экологической экспертизы утвержденным постановлением СМ от 29 октября 2010 года №1592.

Объектами государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

1. Градостроительные проекты общего планирования

2. Специального планирования.

3. Архитектурные проекты застройки территорий

4. Проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

5. Проекты водоохраных зон и прибрежных полос водных объектов

6. Может быть и другая проектная документация

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Министерства Природы, Областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации содержащей наиболее сложные проектные решения могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов государственных и иных организаций РБ международных организаций и иностранных государств обладающих специальными познаниями в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца а для проектной документации по планируемой деятельности которая может оказывать трансграничное воздействие двух месяцев.

По результатам проведенной экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений либо отрицательным.

Срок действия заключения ограничивается продолжительностью реализации проекта + 1 год для объектов по которым проводится ОВОС.

Если ОВОС не проводится то срок действия заключения ограничивается сроком действия документации по объекту.

Расходы связанные с проведение государственной экологической экспертизы финансируются за счет средств республиканского бюджета. Инициаторами общественной экологической экспертизы являются зарегистрированные в РБ Общественные объединения.

Для проведения общественной экспертизы инициаторы в течении 10 рабочих дней со дня опубликования в СМИ уведомления об общественных обсуждениях направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы. Проектная документация может предоставляться инициаторам за плату.

Общественная экспертиза проводится специалистами обладающими специальным знаниями в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов а также в определенных областях науки техники. Она проводится одним специалистом или группой, срок проведения не должен превышать одного месяца.

Заключение носит рекомендательный характер, прилагается к проектной документации представляемой на государственную экспертизу. Учитывается.

Сертификация

Это деятельность по подтверждению соответствия объектов сертификации природа- охранным требованиям.

Объектами экологической сертификации являются:

1. Производства в том числе системы управления качеством окружающей среды производственных, опытно экспериментальных и других объектов. Предприятий и организаций

2. Продукция, в том числе способная оказывать вредное воздействие на окружающую среды, здоровье населения.

Экологическая сертификация носит добровольный характер и осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органам по сертификации.

По результатам заявитель получает экологический сертификат. Если объектом сертификации являлась продукция то заявитель имеет право маркировать продукцию знаком экологически чистой продукции.

Контроль

Система мер направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами гражданами требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 86 закона об охране окружающей среды контроль может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

Государственный контроль включает контроль за использованием и охраной земель, недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, объектов растительного и животного мира и других объектов. Он осуществляется министерством природы, иным специально уполномоченным республиканскими органами государственного управления, государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте, местными советами депутатов и исполнительно распорядительными органами.

Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления либо иными организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юридическими лицами законодательства об охране окружающей среды, осуществление отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и выполнение предписаний государственного орган осуществляющего государственный контроль.

Производственный осуществляют юридические лица и ИП при осуществлении хозяйственной деятельности оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Руководитель такого предприятия должен назначить ответственное должностное лицо, а при необходимости создать специальное подразделение.

Общественный контроль осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Он проводится общественными инспекторами охраны природы, общественными объединениями а также гражданами.

Составной частью вышеуказанных видов контроля является аналитический (лабораторный) контроль. Он проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в воды загрязняющих веществ а также определения загрязнения земель и состава отходов.

Экологический аудит это независимая комплексная документированная проверка соблюдение юр лицами и ИП осуществляющими хозяйственную или иную деятельности требований в области охраны окружающей среды а также требований международных стандартов.

Проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окр среду хоз деятельности путем независимой проверки.

Проводится в обязательном порядке в случаях предусмотренных законодательными актами и в инициативном порядке по решению заказчика экологического аудита.

Случаи обязательного проведения:

1. При ликвидации юр лица или прекращения деятельности ИП

2. Банкротства юр лица или ИП

3. На случай приватизации предприятия

Правила проведения экологического аудита утверждены постановлением Министерства природы от 27 марта 2006 №19.

Объектом экологического аудита не является бухгалтерская или финансовая отчетность.

Объектом являются:

1. Окружающая среда в границах санитарно- защитной зоны объектов проверяемого субъекта

2. Хозяйственная и иная деятельность а также сооружения, производства, цеха эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействия на окр среду

3. Проектная техническая технологическая и другая документация.

Проводится в 2 формах:

1. Полный ЭА

2. Специализированный ЭА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: