Бытие природы. Экологическая проблема
Понятие «природа» имеет три основных значения:
а) Первозданная природа, где предполагается отсутствие человека. В данном значении понятие природы является синонимом понятий «материя», «объективная реальность», «Вселенная», «Универсум».
б) Естественная среда обитания человека — географическая среда, народонаселение и т.п.
в) Искусственная среда обитания человека — созданные им материальные условия его существования. Это так называемая «вторая природа» — техника, различные строения, сооружения и т.п. Второй и третий аспекты понятия «природа» нередко объединяются в понятие «окружающая среда».
В своем развитии природа проходит две основных преемственно связанных стадии — неорганическая и органическая (связанная с появлением жизни), или биосфера. С появлением человеческого общества и развитием науки и техники биосфера закономерно переходит в ноосферу (сферу разума), т. е. в область природы, охваченной разумной человеческой деятельностью. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос, проникновения в глубины океана и в недра Земли.
|
|
Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные проблемы. В XX—XXI вв. на первое место все более выдвигается экологическая проблема (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо она представляет собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы (особенно опасны ядерные отходы) и т.п. Сегодня вопрос стоит уже не о «покорении» природы, а о ее защите, что предполагает принятие странами и государствами определенных эффективных мер.
Одна из основных форм бытия — человеческая деятельность. Последняя представляет собой активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя.
Деятельность людей всегда носит коллективный, общественный характер, и она изначально раздвоена на две неразрывно связанные формы — материально-практическую (первичную) и идеальную, духовную. Первая (т.е. преобразование природы и общества) есть основа всех видов духовной деятельности (умственная, познавательная, религиозная, художественное творчество, нравственная и т.д.).
Материально-практическая деятельность и есть общественное бытие в широком смысле — материальная жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства.
|
|
Бытие духовного, идеального — это не что иное, как общественное сознание в различных его формах, т. е. то, что выражается термином «духовное производство», т. е. производство идей, представлений, понятий и т.п. — всего нематериального.
Когда говорят о бытии духовного (идеального), чаще всего имеют в виду, что, во-первых, оно охватывает как сознание, так и бессознательное. Во-вторых, бытие духовного может быть индивидуализированным (сознание, духовный мир индивида) и объективированным (язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства — и вообще вся «вторая природа»).
Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности). Для характеристики высших проявлений бытия применяется категория «существование», а для выражения главного в бытии, его глубинных особенностей — категория «сущность». Совокупность многообразных проявлений бытия, а также любая вещь или субъект в аспекте их причастности бытию обозначается категорией «сущее».
История общества (в отличие от истории природы) — это деятельность преследующего свои цели человека, где осуществляется сложная диалектика бытия, реализуется диалектика материального и идеального, практики и познания, объективного и субъективного.
Лекция 4: Материя и субстанция
1. Формирование представлений о материи в истории философии и науки.
2. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и проблема «исчезновения» материи.
3. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации.
4. Субстанция. Материальное и идеальное.