Формирование представлений о бытии в истории философии

Литература

1. Вольф Р. П. О философии. М., 1996.

2. Гилъдербранд Д. фон. Что такое философия? СПб., 1997.

3. Зенъковский В. В. История русской философии: В 2 т., Л., 1991.

4. История философии: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.

5. История философии: Запад — Россия — Восток: В 4 кн. М., 1997—2000.

6. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. Разд. 1.

8. Ойзерман Т. И. Философия как история философии. СПб., 1999.

9. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2002. Разд. 1.

10. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 1993.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994—1997.

12. Философия. 3-е изд., перераб. и дополн. Ростов-на-Дону, 2002. Гл. 1—2.

13. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997.

Раздел 2: Теоретическая философия

Лекция 3: Бытие как философская проблема

1. Формирование представлений о бытии в истории философии.

2. Бытие природы. Экологическая проблема.

3. Общественное бытие и бытие духовного.

Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI—XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать — значит быть в восприятии».

Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» — категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса — природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т. е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).

В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое — вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия.

В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления — «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие — это прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: