Роль оптики в передаче пространственного динамического изображения

Выразительными получаются композиции с динамическим изменением ракурса от нижнего к верхнему, когда по мере изменения ракурса открывается заэкранное пространство.

От выбора оптики по фокусному расстоянию зависит продолжительность и скорость движения объекта на камеру, а также степень "выхода" его в зальное пространство. Так как дистанция рампы тем больше, чем длиннее фокусное расстояние, то при обеспечении достаточной глубины резкости, движение объекта в зальном пространстве будет более продолжительным, чем при короткофокусной оптике, а скорость преодоления зального пространства при короткофокусной оптике будет выше, чем при длиннофокусной оптике. Поэтому если мы хотим подчеркнуть и предоставить зрителю более продолжительный стереоэффект полета объекта в зал, не следует пользоваться короткофокусной оптикой.

Степень "выхода" объекта в зал пропорциональна степени его приближения к камере относительно рампы на съемочной площадке. Если при съемке короткофокусной оптикой вытянутая рука актера занимает половину дистанции рампы, то и в зрительном зале она будет протянута к зрителю на середину дистанции его положения относительно плоскости экрана (Фото 7). Если же эта же композиция снята длиннофокусной оптикой, то степень выхода руки будет кратно меньше увеличенной дистанции съемки.

Портрет, как крупность персонажа можно рассматривать, как фрагмент картинной плоскости общего плана, что и подразумевается под крупным планом в традиционном кинематографе, а можно относится как к переднеплановому объекту в глубинной композиции, что будет более выразительным в стереокино (Фото 8).

Кадр из фильма "Московские этюды" Фото 7
Пример переднего плана. Кадр из фильма "Алеко", оператор А.Г. Болтянский Фото 8

Так называемые "врезки" крупных планов и деталей в монтажный ход эпизода сбивают ритм повествования, потому что зрителю приходится делать поправку на изменение пространственной картины от кадра к кадру. Рекомендуется, внутри одной сцены свести частоту смены оптики к минимуму. Это позволит передать пространственное единство сцены и сохранить цельность восприятия.

В традиционном кинематографе через малую глубину резкости, через размытие фонов мы пытаемся передать такое оптическое явление, как аккомодацию (фокусирование взора на определенную дистанцию) и тем самым создать иллюзию разно удаленности изображений объектов (Фото 9).

Пример ограниченной глубины резкости. Фото А.А. Мелкумова Фото 9

В стереокино размытие второго планов резко ухудшает различимость горизонтальных параллаксов, привнося эффект аппликации. Если в плоскостном изображении малая глубина резкости передает иллюзию пространственного восприятия, имитируя явление аккомодации, то при стереоскопическом наблюдении нерезкое изображения является причиной разрушения бинокулярного восприятия. По этой причине экспонирование глубинных композиций рекомендуется вести с максимально возможной глубиной резкости (Фото 10).

Пример использования максимальной глубины резкости. Кадр из фильма "Алеко", оператор А.Г. Болтянский Фото 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: