Функции языка

Система оппозиций языка и речи

План-конспект занятия по русскому языку на тему: Язык и речь. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь).

Логико-коммуникативные задачи: запись микролекции. Аудирование и говорение: понимание связной речи; чтение; выделение главной информации в тексте и ее воспроизведение, выполнение заданий к тексту.

Речь понимается в современной науке как феномен индивидуальной жизни, а ее основным субъектом является конкретный человек.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

язык речь
Средство общения Вид общения
Идеальное Материальное
Иерархичность Линейность
Абстрактность Конкретность
Потенциальность Актуальность
Независимость от ситуации Ситуативная обусловленность
Статичность Динамичность
Объективность и обязательность Субъективность и произвольность
Социальное Индивидуальное
Система Реализация системы
Психическая Физическая

Коммуникативная функция это основная функция языка. Заключается она в том, что язык выступает как средства общения между людьми.

Мыслеформирующая функция – язык используется как средство мышления, мы думаем при помощи слов.

Когнитивная (познавательная) функция – язык используется как средство познания мира, передачи и получения знаний.

Кумулятивная (накопительная) функция – язык выступает как средство хранения культурно-исторической информации.

Номинативная (назывательная) функция – при помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».

Задание 1. Прочитайте текст о языках программирования. Дайте ему название. Разделите на отдельные смысловые части, озаглавьте каждую часть.

Зачем нам вообще нужны компьютеры, а стало быть, и языки программирования? Компьютер для каждого пользователя делает что-то, что этот человек делать не хочет или не может. Компьютеры используются в самых разнообразных областях человеческой деятельности, таких как научная работа, бухгалтерия, производство, финансы и т.п. Смысл работы с компьютером можно всегда свести к тому, что мы задаем машине некий вопрос, и получаем на него более или менее устраивающий нас ответ. Для того, чтобы можно было изучать этот процесс, его нужно формализовать, Для этого были созданы языки программирования.

На самых первых компьютерах не было никаких языков. Не было также и клавиатур, дисплеев, и других удобств. Программы писали прямо в машинном коде и вводили в компьютер в двоичном коде с помощью переключателей. Одно положение переключателя означало 1, второе 0. Писать программы таким способом было крайне неудобно. Проблему переключателей решили довольно просто, приспособив к компьютеру уже имевшиеся устройства чтения перфокарт, а также электрическую пишущую машинку.

При необходимости изменить программу приходилось вручную выискивать все команды и корректировать их. Работа кодировщика состояла в поиске в таблицах кодов команд и в ручном вводе их в компьютер. Эту занудную работу, в ходе которой происходило множество ошибок, переложили на компьютер. Программисты стали обозначать команды легко запоминающимися сокращениями, а адреса так и вообще произвольными идентификаторами, соответствие которых реальным адресам устанавливала уже специальная программа - ассемблер.

Развитие языков программирования шло тем же путем, что и развитие естественных языков: от сложного к простому. Так же, как из русского языка исчезли несколько букв, как минимум один падеж и двойственное число, из языков программирования исчезали слишком сложные особенности. Современные языки, как правило, проще старых.

Часто спрашивают, какой язык должен знать каждый программист. Ответ на этот вопрос не меняется с тех пор, как придумали программирование: свой родной язык. Русский, английский, испанский… Давайте попробуем понять, почему. Посмотрим, как происходит процесс создания программы. Сначала необходима постановка задачи. То есть понимание того, что именно программа должна делать и зачем она нужна. Второй этап – придумывание алгоритма. Затем – кодирование, то есть написание кода на определенном языке программирования. Следующий этап - отладка программы, он тоже зависит от выбранного языка и системы программирования.

Есть гипотеза, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Неизвестно, верна ли эта гипотеза в отношении естественных языков, но для языков программирования в этом утверждении имеется большая доля истины. Дело в том, что, несмотря на изобилие способов представления алгоритмов, программисты обычно используют для создания алгоритма тот же язык программирования, на котором пишут программу, и придумывают алгоритм, исходя из возможностей этого языка.

Язык программирования представляет ценность сам по себе, как произведение человеческого разума и изобретательности. Спрашивать, какой язык нужно изучить, чтобы уметь программировать – все равно, что спрашивать, какую книгу прочесть, чтобы знать литературу. Языки программирования во многом напоминают естественные, и полиглот всегда имеет преимущество в понимании языка над одноязычным.

Задание 2. Выберите одно из высказываний, составьте по нему короткое выступление-рассуждение. Вы можете использовать как материалы текста, так и дополнительные источники.

1. Зачем нам вообще нужны компьютеры, а стало быть, и языки программирования?

2. Развитие языков программирования шло тем же путем, что и развитие естественных языков: от сложного к простому.

3. Какой язык должен знать каждый программист? Ответ на этот вопрос не меняется с тех пор, как придумали программирование: свой родной язык.

4. Есть гипотеза, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.

5. Спрашивать, какой язык нужно изучить, чтобы уметь программировать – все равно, что спрашивать, какую книгу прочесть, чтобы знать литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: