Тема №4 Язык программирования: эволюция, классификация
(О.Л. Голицина, И.И. Попов «Основы алгоритмизации и программирования» Стр. 38-45)
Эволюция Языков программирования
В развитии инструментального программного обеспечения (т.е. программного обеспечения, служащего для создания программных средств в любой проблемной области) рассматривают пять поколений языков программирования (ЯП). Языки программирования как средство общения человека с ЭВМ от поколения к поколению улучшали свои характеристики, становясь, все более доступными в освоении непрофессионалам.
Первые три поколения ЯП характеризовались более сложным набором зарезервированных слов и синтаксисом. Языки четвертого поколения все еще требуют соблюдения определенного синтаксиса при написании программ, но он значительно легче для освоения. Естественные ЯП, разрабатываемые в настоящее время, составят пятое поколение и позволят определять необходимые процедуры обработки информации, используя предложения языка, весьма близкого к естественному и не требующего соблюдения особого синтаксиса.
Поколения ЯП
Поколения | Языки программирования | Характеристика |
Первое | Машинные | Ориентированы на использование в конкретной ЭВМ, сложны в освоении, требу ют хорошего знании архитектуры ЭВМ |
Второе | Ассемблеры, Макроассемблеры | Более удобны для использования, но по-прежнему машинно-зависимы |
Третье | Языки высокого уровня | Мобильные, человеко - ориентированные, проще в освоении |
Четвертое | Непроцедурные, объектно-ориентированные, языки запросов, параллельные | Ориентированы на непрофессионального пользователя и на ЭВМ с параллельной архитектурой |
Пятое | Языки искусственного интеллекта, экспертных систем и баз знаний, естественные языки | Ориентированы на повышение интеллектуального уровня ЭВМ и интерфейса с языками |
ЯП первого поколения представляли собой набор машинных команд в двоичном (бинарном) или восьмеричном формате, которым определялся архитектурой конкретной ЭВМ. Каждый тип ЭВМ имел свой ЯП, программы на котором были пригодны только для данного типа ЭВМ. От программиста при этом требовалось хорошее знание не только машинного языка, но и архитектуры ЭВМ.
Второе поколение ЯП характеризуется созданием языков ассемблерного типа (ассемблеров, макроассемблеров), позволяющих вместо двоичных и других форматов машинных команд использовать их мнемонические символьные обозначения (имена). Являясь существенным шагом вперед, ассемблерные языки все еще оставались машинно-зависимыми, а программист все также должен был быть хорошо знаком с организацией и функционированием аппаратной среды конкретного типа ЭВМ. При этом ассемблерные программы все так же затруднительны для чтения, трудоемки при отладке и требуют больших усилий для переноса на другие типы ЭВМ. Однако и сейчас ассемблерные языки используются при необходимости разработки высокоэффективного программного обеспечения (минимального по объему и с максимальной производительностью).
Третье поколение ЯП начинается с появления в 1956 г. первого языка высокого уровня — Fortran, разработанного под руководством Дж. Бэкуса в фирме IВМ. За короткое время Fortran становится основным ЯП при решении инженерно-технических и научных задач. Первоначально Fortran обладал весьма ограниченными средствами обеспечения работы с символьной информацией и с системой ввода-вывода. Однако постоянное развитие языка сделало его одним из самых распространенных ЯВУ на ЭВМ всех классов — от микро- до суперЭВМ, а его версии используются и для вычислительных средств нетрадиционной параллельной архитектуры.
Вскоре после языка Fortran появились такие ныне широко известные языки, как Аlgol, Соbоl, Ваsiс, РL/1, Раscal, АРL, АDА, С, Forth, Lisp, Моdula и др. В настоящее время насчитывается свыше 2000 различных языков высокого уровня.
Языки четвертого поколения носят ярко выраженный непроцедурный характер, определяемый тем, что программы на таких языках описывают только что, а не как надо сделать. В программах формируются скорее соотношения, а не последовательности шагов выполнения алгоритмов. Типичными примерами непроцедурных языков являются языки, используемые для задач искусственного интеллекта (например, Рrolog, Langin). Так как непроцедурные языки имеют минимальное число синтаксических правил, они значительно более пригодны для применения непрофессионалами в области программирования.
Второй тенденцией развития ЯП четвертого поколения являются объектно-ориентированные языки, базирующиеся на понятии программного объекта, впервые использованного в языке Simulа-67 и составившего впоследствии основу известного языка Smalltalk. Программный объект состоит из структур данных и алгоритмов, при этом каждый объект знает, как выполнять операции со своими собственными данными. На самом деле, различные объекты могут пользоваться совершенно разными алгоритмами при выполнении действий, определенных одним и тем же ключевым словом (так называемое свойство полиморфизма). Например, объект с комплексными числами и массивами в качестве данных будет использовать различные алгоритмы для выполнения операции умножения. Такими свойствами обладают объектно-ориентированные Pascal Basic, С++, Smalltalk, Simulа, и ряд других языков программирования.
Третьим направлением развития языков четвертого поколения можно считать языки запросов, позволяющих пользователю получать информацию из баз данных. Языки запросов имеют свой особый синтаксис, который должен соблюдаться, как и в традиционных ЯП третьего поколения, но при этом проще в использовании. Среди языков запросов фактическим стандартом стал язык SQL.
И, наконец, четвертым направлением развития являются языки параллельного программирования (модификация ЯВУ Fortran, языки Оссаm, SISAL, FР и др.), которые ориентированы на создание программного обеспечения для вычислительных средств параллельной архитектуры (многомашинные, мультипроцессорные среды и др.), в отличие от языков третьего поколения, ориентированных на традиционную однопроцессорную архитектуру.
К интенсивно развивающемуся в настоящее время пятому поколению относятся языки искусственного интеллекта, экспертных систем, баз знаний (InterLisp, ExpertLisp, IQLisp, SIAL и др.), а также естественные языки, не требующие освоения какого-либо специального синтаксиса (в настоящее время успешно используются естественные ЯП с ограниченными возможностями — Clout, Q&А, НАL и др.).
Классификация языков программирования
Для того чтобы ЭВМ могла решать задачи, составленные человеком, она должна последовательно выполнять инструкции некоторой программы-алгоритма. Совокупность таких инструкций, направленных на решение конкретной задачи, называется компьютерной программой. Но это еще не все.
Компьютер не понимает естественного языка человека, а понимает только свой язык — машинный код. Что касается языка программирования, то он с помощью фиксированных систем обозначений и правил позволяет описывать алгоритмы и структуры данных, которые впоследствии будут переведены транслятором в машинный код.
Все языки программирования можно разделить на языки низкого, высокого и сверхвысокого уровней.
Языки низкого уровня — это средство записи инструкций компьютеру простыми приказами-командами на аппаратном уровне. Такой язык зависит от структуры конкретной ЭВМ и иногда называется машинно-ориентированным языком. Этот язык плохо приспособлен для использования человеком, ведь запись программы на этом языке представляет собой последовательность нулей и единиц, и мало шансов, что сложная задача будет запрограммирована безошибочно. Для упрощения программирования был разработан язык символического кодирования (автокод, или язык ассемблера). Программа, написанная на таком языке, ближе человеку, но все равно требует от программиста широких познаний в этой области.
Следующая группа — языки программирования высокого уровня. Это языки, которые допускают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде. Их отличительной особенностью является ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему инструкций, характерных для записи алгоритмов определенного класса. К языкам программирования высокого класса относятся Бейсик, Фортран, Алгол, Паскаль, Си и др.
К языкам программирования сверхвысокого уровня можно отнести Алгол-68, в котором сделана попытка формализовать описание языка, приведшая к появлению двух типов программ: абстрактной и конкретной. Первый тип программы — абстрактный — создается программистом, конкретный — выводится из первого. Существует предположение, что при таком подходе принципиально невозможно породить синтаксически (а на практике и семантически) неверную конкретную программу.
Изучение ЯП часто начинают с их классификации. Определяющие факторы классификации обычно жестко не фиксируются. Чтобы продемонстрировать характер типичной классификации, опишем наиболее часто применяемые факторы, дадим им условные названия и приведем примеры ЯП для каждой из классификационных групп.
Элементы языков программирования могут рассматриваться на следующих уровнях:
алфавит — совокупность символов, отображаемых на устройствах печати и экранах и/или вводимых с клавиатуры терминала.
лексика — совокупность правил образования цепочек символов (лексем), образующих идентификаторы (переменные и метки), операторы, операции и другие лексические компоненты языка. Сюда же включаются зарезервированные (запрещенные, ключевые) слова ЯП, предназначенные для обозначения операторов, встроенных функций и пр.Иногда эквивалентные лексемы, и зависимости от ЯП, могут обозначаться как одним символом алфавита, так и несколькими.
синтаксис — совокупность правил образования языковых конструкций, или предложений ЯП — блоков, процедур, составных операторов, условных операторов, операторов цикла и пр. Особенностью синтаксиса является принцип вложенности (рекурсивность) правил построения конструкций. Это значит, что элемент синтаксиса языка в своем определении прямо или косвенно в одной из его частей содержит сам себя. Например, в определении оператора цикла телом цикла является оператор, частным случаем которого является все тот же оператор цикла;
семантика — смысловое содержание конструкций, предложений языка, семантический анализ — это проверка смысловой правильности конструкции. Например, если мы в выражении используем переменную, то она должна быть определена ранее по тексту программы, а из этого определения может быть получен ее тип. Исходя из типа переменной, можно говорит о допустимости операции с данной переменной. Семантические ошибки возникают при недопустимом использовании операций, массивов, функций, операторов и пр.
Трансляторы
Программа, написанная на любом языке программирования, является исходной программой. Особенность таких программ, как мы помним, заключается в том, что они состоят из инструкций, понятных человеку, но не понятных процессору компьютера. Чтобы процессор мог выполнить работу в соответствии с алгоритмом, записанным в исходной программе, эта программа должна быть переведена на машинный язык — язык команд процессора. Такой перевод программы называется трансляцией, а выполняется он специальными программами — трансляторами.
Существует три вида трансляторов: интерпретаторы, компиляторы и ассемблеры.
Интерпретатор — транслятор, переводящий текст программы поэтапно (покомандно) и сразу же (то есть параллельно) выполняющий оттранслированную команду исходной программы.
Компилятор транслирует текст программы в модуль на машинном языке, затем программа переписывается в оперативную память и лишь после этого исполняется процессором компьютера. Именно с использованием трансляторов такого типа осуществляется перевод программы на многих языках программирования в машинный код. Поэтому рассмотрим его чуть подробнее.
Схематически работу компилятора иллюстрирует рис. 1.6.
Цифрой 1 на схеме обозначен блок синтаксического контроля текста программы, цифрой 2 — генератор машинного кода.
Если генератор машинного кода компилятора перевел исходный текст программы в необходимую форму, значит, в тексте программы нет синтаксических ошибок, но это не говорит об отсутствии ошибок в алгоритме. Убедиться в правильности работы программы можно только при ее тестировании, то есть при обработке результатов, получаемых в процессе работы программы.
Последний вид трансляторов — ассемблеры. Они предназначены для перевода программы, написанной на языке ассемблера (автокода), в программу на машинном языке.
Все трансляторы, независимо от их вида, решают следующие основные задачи:
+ выполняют анализ и проверяют синтаксис транслируемой программы;
+ генерируют машинный код программы;
+ распределяют память для выходной программы.