Инфраструктура
Экономика
Основная статья: Экономика Бурятии
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г. Улан-Удэ — узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения. Протяженность железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км. Эксплуатационная длина автомобильных дорог — около 10 тыс. км.
В то же время бо́льшая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием; воздушное сообщение также затруднено вследствие износа парка региональных самолетов и инфраструктуры местных аэропортов.
В Бурятии имеется один аэропорт (Международный аэропорт «Байкал» города Улан-Удэ), но и он имеет ряд ограничений по принимаемому воздушному транспорту.
Основные производительные силы сосредоточены в г. Улан-Удэ, где имеются транспортные и инженерные коммуникации, связь, другие объекты инфраструктуры, которые обеспечивают возможность экономического развития. Они же создают условия для развития транспортных связей не только с регионами страны, но и европейскими странами, странами Юго-Восточной Азии.
В 1923 году, когда образовалась Бурят-Монгольская АССР, на ее территории насчитывалось 17 мелких промышленных предприятий, на которых было занято всего 854 рабочих. Удельный вес промышленности в народном хозяйстве составлял 11,6 %[9].
В настоящее время ведущей сферой экономики республики является промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 % валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов материального производства приходится на промышленность. Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600 предприятий. Основу отрасли образуют примерно 147 крупных и средних предприятий, на которых сосредоточен ее основной производственный потенциал и занято около 52,3 тыс. человек. Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему основных фондов.
Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия, топливная, пищевая и легкая промышленность.
В настоящее время Бурятия производит и экспортирует: авиационную технику, мостовые металлические конструкции, древесину и целлюлозу, шерстяные ткани, строительные материалы, электрооборудование, мясные консервы, макароны, ликероводочные изделия и многое другое.
В будущем (начиная с 30-х годов XXI века) Бурятия может превратиться в мирового лидера в производстве топлива будущего — водорода. По оценке ученых в Бурятии в Тункинской впадине можно добывать водород, эквивалентный 200 млн тонн условного топлива в год [10].
Крупнейшие промышленные предприятия:
- ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»
- ОАО «Бурятзолото»
- ГУП «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод»
- ЗАО «Улан-Удэстальмост»
- ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»
- ОАО «Селенгинский целлюлозо-картонный комбинат»
- ОАО «Байкальская лесная компания»
- ОАО «Разрез Тугнуйский»
- ОАО «Бурятмясопром»
- ЗАО Кондитерская фабрика «Амта»
- ОАО «Макбур»
- ОАО «Байкалфарм»