Политическое положение каганата. Общественный строй каганата

Общественный строй каганата.

Кимакского правителя называли каганом. На две ступени ниже этого титула был титул джабгу. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-ту тик. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати.

Вся полнота власти находилась в руках кагана. Он единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобным образом наследственный характер носили и титулы представителей знати - приближенных кагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Они на полученных уделах формировали собственные отряды. Сформированные отряды управлялись по удельно-племенной системе.

Защищая свою территорию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними странами. В IX веке кимаки захватили часть земель «девяти огузов», а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане. Со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. Совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Персидский историк Гардизи (XI в.) писал: «Кочевники пасли скот своих господ», а также отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и

По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой

У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.

О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.

В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Кимакский каганат был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историко-политического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: