Распространение исламской религии

Язык и письменность.

В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. По сведениям ученых-литературоведов, такие эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшынов. Дастаны «Ерлокше», «Базар-батыр» оыли созданы на керейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому казахскому языку, «Таласские памятники» - на языке дулатов-уйсунов, «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» - на кыпчакском языках. Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский язык. В XV-XVII веках древний кыпчакский язык в период Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык. В XVI-XVII веках стали появляться исторические произведения на казахском языке.

Образцом письменной литературы является «Джами ат-тауа-рих» («Сборник летописей»). Автором этой книги был Кадыргали Жалаири. В ней он излагает историческую летопись казахских правителей до султана Ураз-Мухаммеда, повествует о его происхождении. Сборник написан арабским алфавитом.

В XVI-XVII веках казахи официально приняли исламскую религию. Казахские ханы и султаны, приняв ислам, стали соблюдать все его обряды, как чтение Корана и молитва (намаз).

Медленнее проникал ислам в среду народных масс. Они традиционно продолжали придерживаться языческого (тенгрианского) верования. Особо широкое распространение исламская религия получила в Южном Казахстане и Жетысу.

Значительная роль в распространении суфизма — ответвления исламской религии — принадлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религиозным верованиям тюрков.

В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана - Мать-огонь). В языческих верованиях казахов присутствовало древнее понятие огня - алас. Люди считали огонь покровителем домашнего очага. Соблюдался также обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.

Похоронные обряды. И в похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения Тенгри. Согласно исламской религии совершались обряды омовения тел умерших и погребения их в могиле головой в направлении к Мекке. Хоронили обычно вблизи зимовки.

Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Одевали кожаные галоши - кебис и другие виды обуви.

Женская одежда. Девушки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышками филина на макушке. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоценными камнями и орнаментом, - саукеле. Затем носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летние женщины одевали головной убор из белого материала с вышивкой - кимешек, более старшие - платки (жаулык), а пожилые - саукелеобразный круглый головной убор - кундик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: