Исторические труды XVI-XVII веков

ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Жырау (поэты-исполнители эпоса). Жырау с древних времен исполняли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших героев, ханов.

Содержание песен жырау, живших в XVI-XVII веках, отражало обычаи и традиции, думы и чаяния казахского народа. Знаменитыми представителями поэзии жырау были Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Ахтамберды, Бyxap-жырау.

Доспамбет-жырау родился в 1490 году в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был не только непревзойденным поэтом-песенником, но и батыром. Песни Доспамбета-жырау призывали к защите своей страны и народа от внешних врагов.

Жиембет-жырау происходил из династии крупных феодалов Младшего жуза. Жиембет был бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником, принимал участие в войнах хана Есима с соседними ханствами, где отличился мужеством и находчивостью. Жиембет был одним из главных вдохновителей победы казахов над ойратами в 1620 году. В 1627 году участвовал в подавлении мятежа правителя Ташкента хана Турсуна, попытавшегося отделиться от хана Есима и создать свое независимое ханство. Позднее Жиембет-жырау критиковал хана Есима за его ошибки в правлении ханством и жестокость.

Широко популярными в народе были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Ала-ман и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и другие.

Аяз би, Жиренше, Алдар Косе и другие герои бытовых и сатирических сказок.

Героический эпос в основном составляли событийные дастаны (поэмы), в которых прославлялись мужество и отвага батыров, защищавших свой народ от нашествия внешних врагов и ограждавших его от неисчислимых мук и невзгод. Например, эпосы «Ер-Таргын», «Ер-Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» и другие повествуют о народной борьбе против захватчиков.

Одним из наиболее распространенных жанров устной литературы были лирико-эпические поэмы. К лирико-эпическим произведениям относятся «Козы Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Айман - Шолпан», «Кулше кыз», «Макпал кыз» и ряд других.

Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт-Ата (VII-VIII вв.), Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра-жырау (XVI в.), Бухар-жырау (XVIII в.), Нысан-абыз (18 в.).

«Тарих-и-Рашиди». Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) является автором научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1541-46 гг., и по сей день считающегося летописью истории казахских племен и народов Могулистана - Средней Азии.

Мухаммед Хайдар Дулати в совершенстве владел арабским и персидским языками.

«Сборник летописей». Его автор - Кадыргали Косымулы Жа-лаири (1530-1605 гг.) написал этот труд в 1600-1602 годах. Ученый служил советником во дворце хана Кучума, воспитывал наследника трона, султана Ураз-Мухаммеда. В 1588 году во время охоты вместе с султаном Ураз-Мухаммедом на Иртыше он был захвачен в плен русскими и увезен в Москву. Свой труд под названием «Сборник летописей» он написал, находясь в плену. В знак дружбы свое произведение Кадыргали Жалаири передал русскому царю Борису Годунову и попросил его сохранить. В этом историческом труде изложены малоизвестные сведения и материалы о тех землях, которые населяли казахи, о городах и городской культуре, Казахском ханстве и его ханах, султанах, батырах и дру¬гих социальных группах.

«Шынгыснаме» («Жизнеописание Чингисхана») написано в середине XVI века. Автором этого исторического труда является Утемис Хаджи. В этой книге повествуется об истории династии хана Жошы (Джучи) - правителя Казахской (Кыпчакской) степи.

В историческом труде «Хроника» Шах-Махмуда Чораса повествуется о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII веках в период правления ханов Буйдаша, Хакназара, Тауекела, Есима, Жангира.

В 40-х годах XVI века Масуд ибн Усман Кухистани написал книгу «Тарих-и Абулхайр-хани», в которой излагается история правления хана кочевых узбеков Абулхаира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: