Дворцовые перевороты середины XVIII века

Реформы Петра в области развития культуры, образования, просвещения

Для быстро растущей промышленности, вновь созданной регулярной армии и флота и реорганизованного государственного управления требовалось большое количество специалистов. Подготовку их решила целая система профессиональных школ, созданная в начале XVIII в. — так Навигационная школа (готовила кораблестроителей и мореплавателей), Артиллерийская, школа переводчиков, Медицинская школа, Инженерная школа.

В дальнейшем создаются горные школы при Олонецких и Уральских заводах. Создается школа для подготовки канцеляристов (В этих школах обучали вначале общей грамоте, а потом шла профессиональная подготовка).

Были созданы и общеобразовательные школы начального типа для детей дворян, чиновников и купеческтва - цифирные школы, для обучения солдатских детей - гарнизонные школы, для детей духовенства — епархиальные школы.

В 1724 г. основана Академия наук в Петербурге, а при ней предусматривалось организовать гимназию. Позже Академии наук передали кунсткамеру.

Создаются высшие учебные заведения в профессиональном образовании - Морская Академия, Инженерные роты. Высшим учебным заведением становиться Университет при Академии наук.

Всего в 1-ой четверти XVIII века было создано более 150 школ разного типа. Тем самым были заложены основы государственной системы светского образования, началась практиковаться посылка для учебы за границу.

Академия наук скоро превратилась в основной центр российской науки (Здесь было три отделения: 1)математические науки; 2)все части физики; 3)гуманитарные науки. В первые годы правительство пригласило работать в Академию наук иностранных ученых, но уже скоро и русские ученые появились в стенах Академии - так M.B. Ломоносов).

В петровское время был открыт первый публичный театр (однако театральные труппы и репертуар были еще в основном иностранными).


За это время (с 1725-1762 гг., за 37 лет) на российском престоле сменилось шесть царствующих особ (из них 32 года приходилось на царствования женщин). Все императрицы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета) по-разному проявили себя как политики. Одни опирались на фаворитов и временщиков, другие на гвардию. Причины дворцовых переворотов:

1. Указ 1722 г. о наследовании престола, предоставляющий право императору назначения наследника (Петр I не успел это сделать);

2. Большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых;

3. Корпоративные интересы дворянства и родовитой знати. Дворцовые перевороты не являлись государственными, т.е. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства (кроме событий 1730 г. Когда родовая знать пригласила на престол Анну Иоанновну (племянницу Петра I) и восшествие на престол сопровождалось предписанием особых условий, они вводили в России конституционно-аристократическую монархию. Но Анна Иоанновна, используя недовольство основной массы дворянства против аристократии, сумела отстоять самодержавие).

Важные моменты при анализе эпохи дворцовых переворотов:

1. Их инициаторами выступали различные дворцовые группировки, которые стремились возвести на престол своего ставленника;

2. Движущей силой переворотов была гвардия;

3. Важнейшим следствием являлось усиление экономических и политических позиций дворянства.

В эпоху дворцовых переворотов Российский престол занимали:

1) Екатерина I (супруга Петра I) с 1725-1727гг.

2) Согласно ее завещанию затем внук Петра I - Петр II (1727-1730 гг.).

(В эти периоды шла борьба за власть между представителями старой родовой московской аристократии и новой знатью - выдвиженцами Петра I. В итоге победила первая группировка - Голицыных и Долгоруких, Меньшикова сослали).

3)Родовая знать пригласила на престол племянницу Петра I - Анну Иоанновну (1730-1740гг.). (Разные т. зр. историков на ее правление: одни - упадок армии и флота, засните иностранцев; другие - обратное, а торговля и промышленность даже переживали подъем. Она упразднила Верховный тайный совет, вернула Сенату его прежнее значение, создала новый орган - «Кабинет министров», чтобы «облегчить ее бремя в управлении государством»).

4) По завещанию Анны Иоанновны на престоле Иван Антонович (правнук Ивана, брата Петра I). Регентом до его совершеннолетия был назначен фаворит Анны Иоанновны Бирон.

5) Правление временщиков (Бирон, Миних и др.) и рост популярности дочери Петра I Елизаветы. Переворот и Елизавета Петровна у власти (1741-1761 гг.) (помогли Шуваловы, Разумовский, Воронцов, гвардейцы Преображенского полка).

Внешняя политика после Петра I. Во второй половине XVIII века носила менее активный характер, чем при Петре I. Основные задачи сводились к тому, чтобы сохранить и приумножить петровское наследие.


Елизавета Петровна ее внутренняя и внешняя политика (1741-1761гг.)

Елизавета пришла к власти в результате переворота. Историки по разному оценивают ее правление: одни - ее время отличалось гуманностью и веротерпимостью, усилением роли и влияния русского дворянства в государстве, расцветом мануфактурного производства и торговли, дальнейшим развитием образований (1755 г. - открыт Московский университет, 1756 г. - год рождения первого государственного театра руководил им Ф.Волков, 1756 г. - по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова была основана российская Академия художеств). Другие - считают, что значительных изменений ни в государстве ни в обществе не произошло.

Характеризуя государственную деятельность Елизаветы, надо отметить что она значительно укрепила социально-экономическое и правовое положение русского дворянства, передала ему административно-полицейские функции (при Петре I они принадлежали государству); реставрирова­ла некоторые порядки и государственные учреждения, созданные ее отцом (расширила функции Сената, восстановила Мануфактур-коллегию); устрани­ла многих иностранцев из сфер государственного управления и системы образования; попыталась выработать новое законодательство, но не осуществила.

Социальная политика Елизаветы носила как прежде крепостнический характер (так указы о запрещении крестьянам отправляться на промыслы без разрешения помещика, указы о прикреплении рабочих к заводам и т.д.). Для дворян - право заводить мануфактуры подтвердила; право заниматься предпринимательством и торговлей; с целью оказания помощи дворянам для них был открыт заемный Дворянский банк, имели право дворяне провинившихся дворян ссылать в Сибирь.

Внешняя политика - при поддержке Франции и Пруссии Швеция попыталась взять реванш и объявила России войну в 1741 г. 27 июля, но уже через год потерпела крупное поражение и подписала в августе 1743 г. Мирный договор.

Семилетняя война (1756-1763 гг.), в которой Россия приняла участие (Основ­ная причина войны - борьба Англии Франции за колонии, а Пруссии и Австрии - господство в Германии. С одной стороны воевали Австрия, Франция, на другой стороне - Англия и Пруссия. Россия была на стороне Австрии и Франции, т.к. опасалась агрессии Пруссии в Польшу, Курляндию, Лифляндию). В течение 1757-1760 гг. Русские войска успешно воевали, заняли почти всю Восточную Пруссию, вошли в Берлин. Командовали армиями русских войск генералы П.Салтыков, П.Румянцев и др. Победное шествие русских войск было приостановлено смертью императрицы. Новый император Петр третий прекратил войну, подписал мир и военный союз с Пруссией тем самым предал национальные интересы России в Европейской политике.

Российская империя во 2-ой половине XVIII в. Царствование Екатерины II (1762-1796 гг.)

Пётр III (его царствование с 1761 по 1762 гг.) вступил на престол после смерти Елизаветы (он сын старшей сестры Елизаветы - Анны, ещё в 1742 году 14-ти лет был привезён в Россию, рос без матери и отца, воспитатели были грубы и невежественны). Пётр был болезненным и слабым, отставал в развитии. В 17 лет его женили на принцессе небольшого Ангальт-Цербского княжества - шестнадцатилетней Софии Августе Фредерике, в православии - Екатерине. Своим идеалом наследник, Пётр III избрал прусского короля Фридриха II. Дожив до 30 лет, великий князь оставался никчёмным, инфантильным человеком, Елизавета недолюбливала племянника и держала его в стороне от государственных дел. Царствовал Пётр 6 месяцев.

Его дела: Вышел из Семилетней войны и заключил мир с Пруссией, вернул ей все отвоёванные у неё русскими земли, отказался от контрибуции и заключил с ней союз. В обществе это было воспринято как предательство русских национальных интересов. Успел провести целый ряд прогрессивных мероприятий: «Манифест о вольности дворянства» (дворяне освобождались от обязательной службы государству, получали возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу и т.д.); Указ о секуляризации церковных земель (У церкви изымались все имения, они передавались в ведение специальной государственной Коллегии экономии, бывшие монастырские крестьяне освобождались от оброка в пользу церкви и облагались казённым оброком); ликвидирована Тайная канцелярия - орган политического сыска. Эти мероприятия не были плодом деятельности Петра III, это результат дел, продуманных ещё в царствование Елизаветы и проведённых по инициативе приближённых к императору сановников - канцлера М. Воронцова, Р. Воронцова, генерал-губернатора А. Глебова, секретаря императора Д. Волкова. Но эти дела не добавили популярности Петру III, его падение произошло 28 июня 1762 года (его вынудили отречься от престола, а затем он «случайно» скончался).

«Золотой век Екатерины II»(1762-1796гг. 34 года)

Специфические условия России второй половины XVIII века и личные качества монарха дали реальное наполнение политической линии просвещённого абсолютизма (Это время получило название в русской истории «Золотой век Екатерины». Она, приехав в Россию молоденькой девушкой, стремилась поскорее овладеть русским языком, приноровиться к русским обычаям. Движущей силой при этом было непомерное честолюбие, она считала, что ей судьбой предназначено стать властительницей великой империи. Искусным притворством, угодливостью, подарками, подчёркнутой набожностью, ровным и вежливым обращением, вниманием и участливостью, терпеливым перенесением обид от мужа она завоёвывала симпатии окружающих. Её природный ум был отшлифован многолетним чтением (18лет «скуки и уединения» за время замужества. За это время она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. Она и сама приобщилась к писательству). Чтение дало и идейную платформу преобразовательной деятельности Екатерины: она усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятелям необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. Но эти идеи приходилось реализовывать на русской почве, с учётом исторических особенностей России. Отсюда противоречивость между декларациями и делами:

1)Неоднократно заявляла о миролюбии, но провела 6-ть кровопролитных войн;

2)Была противницей крепостного права и довела его до абсолюта;

3)Говорила о необходимости установить законы и пределы для всех государственных учреждений, но самовластно стояла над всеми законами и учреждениями и т. д.

Императрице Екатерине пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь («плыть по течению, вот лучший способ обуздать обстоятельства» - из «Записок» императрицы). Хотела быть самодержавной императрицей, продолжательницей дела Петра I.

Главные факты царствования Екатерины II:

1) Имперские мероприятия во внутренней и внешней политике (Успешные войны, приобретение новых территорий и колонизация их. В её царствование 2 русско-турецкие войны и 3 раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией.

1-ая русско-турецкая война (1768-1774 гг.): проходила на Дунае, в Крыму, Закавказье и Средиземном море. Армией командовал П. Румянцев, русский флот под командованием А. Орлова и Г. Спиридова обошёл Европу и в Чесменской бухте сжёг турецкий флот. Русские войска заняли Крым. Восстание Е. Пугачёва заставило спешно подписать выгодный для России мир с Турцией (Россия получала контрибуцию, проход судов через проливы, некоторые территории в Крыму и т.д.).

2ая русско-турецкая война (1787-1791 гг.)началась из-за присоединения Россией Крыма и земель по реке Кубань. В 1789 году Суворов разбил турок при Фокшанах и Рымнике. В 1790 году взял крепость Измаил. Ф. Ушаков одержал победы на Чёрном море. В 1791 году заключён Ясский мир. В результате России отошло всё северное побережье Чёрного моря.

В результате 3-х разделов Польши(1772-1794 гг.), она перестала существовать как государство и Россия вернула себе исконно русские земли: Правобережную Украину и Белоруссию, Литву и Курляндию.

В 1783 году Восточная Грузия переходит под покровительство России. Также произошло расширение русских земель за счёт географических открытий (в 1784г. Шелехов открыл Аляску).

2) Укрепление абсолютизма путём реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства (Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она перешла в руки императрицы; Губернская реформа - Россия поделена на 50 губерний, каждую возглавлял назначенный из столицы губернатор. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губернии делились на уезды и в них власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Была создана система сословного суда, - для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои судебные учреждения).

Екатерина стремилась усилить личностный характер власти в империи. Это достигалось тем, что реальная власть всё больше сосредотачивалась в руках тех, кто пользовался доверием у императрицы (К.Разумовский, А.Безбородко, Г.Теплов, А. Бибиков). Но и они обладали самостоятельностью лишь в строго ограниченных рамках, наиболее ответственное решения Екатерина принимала единолично и самовластно. (Были посягательства на её корону, но Екатерина избавилась от посягателей: Иван Антонович, узник Шлиссельбургской крепости - убит при попытке его освобождения поручиком Мировичем; ставленница мятежной польской знати княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны, привезена А.Орловым из Италии в Петербург и погибшая в Петропавловской крепости).

В правление Екатерины II была и крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775 гг.). Он выдавал себя за спасшегося Петра III (Восстание охватило огромную территорию – Урал, Приуралье, Поволжье. Действующие силы: казаки, горнозаводские рабочие Урала, крепостные крестьяне, башкиры и народы Поволжья. Цели: изложены в многочисленных манифестах Пугачёва - освобождение от крепостного права, передача всех земель проживающим на них казакам, крестьянам и нерусским народам Поволжья и Приуралья, освобождение от всех государственных повинностей, податей и др. Сначала удачи восставших, но затем правительству удалось собрать силы.

Разбит Пугачёв под Царицыным и схваченный богатыми казаками был выдан. В январе 1775г. в Москве казнили его. Призрак пугачёвщины на 10-летия стал психологическим фактором, сдерживавшим самовластие помещиков и побуждавшим укреплять военно-репрессивный механизм самодержавного государства.

3) Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» России и окончательному оформлению и усилению дворянского сословия (Так Жалованная грамота дворянству 1785 года; бурный рост дворянского землевладения особенно на Украине и в Новороссии; создано Вольное экономическое общество для помощи дворянскому предпринимательству; Государственный заёмный банк предоставлял дворянам дешевый кредит из 6% годовых под залог крестьянских душ. В то же время возрастали размеры оброка и продолжительность барщины, усиливалась власть помещика над личностью крестьянина.)

В области промышленности и торговли государство (указ 1767 года и манифест 1775 года) провозгласило принцип свободы предпринимательской деятельности (стало расти число вотчинных мануфактур). В период правления Екатерины II дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие.

4) Попечения об образовании, литературе и искусствах. Для просвещения народа в правление Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И.Бецкого). Строились они на принципах Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, сводными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество благородных девиц в Петербурге (Смольный институт), отделения для мещанских девиц при Смольном институте, Воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге и др.

Во главе научных изысканий стояла Академия наук (президент её тогда Екатерина Дашкова), уделявшая тогда большое внимание изучению природных богатств страны. Поощрялась деятельность механиков-самоучек И.Ползунова (построил 1-ую в России паровую машину на Алтае), И.Кулибина (много изобретений, проект арочного моста через Неву, также изобрёл прожектор и оптический телеграф).

Екатерина способствовала развитию библиотечного дела: купила библиотеки Вольтера, Дидро и др. Сама издавала журнал «Всякая всячина». Время Екатерины II - время увлечения дворян театром (в 1776 году создана Театральная дирекция во главе с И.Елагиным, утверждены штаты русского театра). Появился и крепостной театр в дворянской среде. Большой популярностью пользовалась придворная капелла (её директором стал Д.Бортнянскии). Русская аристократия с увлечением коллекционировала произведения искусства. Начало этому положила Екатерина, результат - рождение Эрмитажа (1764 г.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: