Немецкая музыка конца XIX - начала XX века

К концу XIX века в немецкой музыке обозначились два важнейших течения: Ференц Лист, Рихард Вагнер, Рихард Штраус (композиторы-новаторы, сторонники того, что Вагнер называл "искусством будущего") и Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Макс Регер (сторонники сохранения классических традиций). Сочиняется огромная масса посредственной подражательной музыки (явление, справедливо именуемое эпигонством). В то же время появляется много выдающихся музыкантов. Среди них дирижёры Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Отто Клемперер; пианисты Артур Шнабель, Вальтер Гизекинг; музыкальные учёные Гуго Риман, Курт Закс, Герман Кречмар.

Рихард Штраус (1864 – 1949)

- композитор, дирижёр. Автор симфоний, опер, балетов, симфонических поэм, концертов, романсов, камерных ансамблей. Преклонялся перед Вагнером. Работал дирижёром в Берлине. В конце 80-х симф. поэмы «Макбет» по Шекспиру, «Дон-Жуан» по Н. Ленау, «Смерть и просветление» по поэме Риттера, «Тиль Уленшпигель» по Ш. де Костеру, «Заратустра» по поэме Фр. Ницше, «Дон-Кихот» по Сервантесу, «Жизнь героя» о себе. В начале ХХ века симфония «Домашняя» (поэтизация собственного семейного быта), «Альпийская». Традиции Берлиоза, Листа и Вагнера.

«Д.-Ж.» в сонатной форме, написан в 1887-9 гг. Обольститель из Севильи есть у Моцарта, Мольера, Пушкина-Даргомыжского. У Р.Ш. - по Николаусу Ленау: в Гл. п. выражена кипучая энергия и страсть к любовным приключениям. П. п. - Женский образ - волшебство любви и лирическое повествование. В конце - мрачный эпизод гибели Д.-Ж. В поэме красочная инструментовка, яркие контрасты.

В поэме «Тиль Уленшпигель» по роману Ш. де Костера - образ озорника и шута из Фландрии. Форма рондо и вариации, где показаны картины: Тиль въезжает на коне в горшечный рынок; переодевшись монахом, читает шутовскую проповедь; поёт любовную серенаду. В конце - суд, шествие на казнь, предсмертные остроты.

Большой популярностью пользуется музыка вступления к поэме «Так говорил Заратустра».

В начале ХХ века Р.Ш. пишет на либретто Гуго Фон Гофмансталя оперы «Саломея» по О. Уайльду, «Электра» - экспрессионизм (кровавые драмы), а также «Кавалер розы» и «Ариадна на Наксосе» - неоклассицизм (т.е. в духе Моцарта) - под влиянием символистской поэзии Jugendstil. В них утончённость, любование красотой, т. е. «искусство для искусства» (инстинктивный уход в мечту от ужасной действительности).

Вариант: Рихард Штраус.

Выдающийся немецкий дирижёр и композитор «послевагнеровской эпохи» - (сравнивая с Вагнером, его шутливо называли «Рихард второй»). Сын мюнхенского валторниста, вырос в артистической среде. В 20 лет написал симфонию. Подражая Вагнеру; сочинил оперу «Гунтрам». В сочинениях 90-х гг. соединил вагнеровскую театральность с формой листовской симфонической поэмы. Так появились симфонические поэмы «Дон Жуан», «Макбет», «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя».

В начале XX века он обращается к опере. В 1904 г. создана опера «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда («симфония в драматической форме» - по словам композитора). В ней передана болезненная изощрённость чувств, звучит неистовая декламация, применены острые красочные звучания. Эта опера - один из самых ранних образцов экспрессионизма. В 1908 г. написана опера «Электра» - кровавая мрачная трагедия на античный сюжет (либреттист - известный австрийский поэт Гуго фон Гофмансталь). В опере применена вагнеровская система лейтмотивов и атональные эпизоды, что приближает её по стилю к модернизму. В 1910 г. - крутой поворот к стилю неоклассицизм -• комическая опера «Кавалер розы». В ней воскрешаются традиции «Свадьбы Фигаро» Моцарта. В 1912 г. - опера «Ариадна на Наксосе» - камерная опера для 34 исполнителей, со свободной трактовкой мифа о Тесее и Ариадне (в Венском домашнем театре ставят оперу «Ариадна»). Позже были созданы «Женщина без тени» (1918 г.), «Арабелла» (1932 г.), «Молчаливая женщина» (опера-буфф, 1935 г.).

Штраус в начале 20-х гг. был почётным президентом Фестивалей новой камерной музыки, в которых участвовал П. Хиндемит. В 1933 г. стал председателем Государственной музыкальной палаты (несмотря на «неарийское» происхождение) В 1935 г. при организации Министерства пропаганды Геббельса композитора уволили. До конца жизни он жил на вилле Гармиш в Баварии и в Швейцарии.

Рихард Штраус (1864 – 1949) (расширено)

Выдающийся немецкий дирижёр и композитор «послевагнеровской эпохи» - (сравнивая с Вагнером, его шутливо Ганс фон Бюлов называл «Рихард второй»). Проделал путь от подражания Вагнеру (поздний романтизм) к экспрессионизму (в операх «Саломея» и «Электра»), а затем – к неоклассицизму (опера «Кавалер розы»). Сын мюнхенского валторниста, вырос в артистической среде. Сочинял непрерывно с 6 лет до 80. учился у матери, затем у дирижера Мюнхенского оперного театра. Переехал в Берлин, стал ассистентом у Ганса фон Бюлова. В 20 лет написал симфонию. Подражая Вагнеру; сочинил оперу «Гунтрам» (она провалилась). В сочинениях 90-х гг. соединил вагнеровскую театральность с формой листовской симфонической поэмы. Так появились симфонические поэмы «Дон Жуан» (по Николаусу Ленау), «Макбет» (по Шекспиру), «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель» (по Шарлю де Костеру), «Так говорил Заратустра»(по Ницше), «Дон Кихот» (по Сервантесу), «Жизнь героя» (о себе!). Затем – «Домашняя симфония» (1903 г. – о себе и своей семье).

В начале XX века он обращается к опере. В 1904 г. создана опера «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда («симфония в драматической форме» - по словам композитора). В ней передана болезненная изощрённость чувств, звучит неистовая декламация, применены острые красочные звучания. Эта опера - один из самых ранних образцов экспрессионизма. В 1908 г. написана опера «Электра» - кровавая мрачная трагедия на античный сюжет (либреттист - известный австрийский поэт Гуго фон Гофмансталь). В опере применена вагнеровская система лейтмотивов и атональные эпизоды, что приближает её по стилю к модернизму. В 1910 г. - крутой поворот к стилю неоклассицизм - комическая опера «Кавалер розы». В ней воскрешаются традиции «Свадьбы Фигаро» Моцарта. В 1912 г. - опера «Ариадна на Наксосе» - камерная опера для 34 исполнителей, со свободной трактовкой мифа о Тесее и Ариадне (в Венском домашнем театре ставят оперу «Ариадна»). Позже были созданы «Женщина без тени» (1918 г.), «Арабелла» (1932 г.), «Молчаливая женщина» (опера-буфф, 1935 г.). Ш. Известен как автор симфонических поэм и опер, хотя у него 2 концерта для валторны, концерты для гобоя, скрипичный, оркестровые сюиты, камерные ансамбли, песни и мн. др.

Штраус в начале 20-х гг. был почётным президентом Фестивалей новой камерной музыки, в которых участвовал П. Хиндемит. В 1933 г. стал председателем Государственной музыкальной палаты (несмотря на «неарийское» происхождение) В 1935 г. при организации Министерства пропаганды Геббельса композитора уволили. До конца жизни он жил на вилле Гармиш в Баварии и в Швейцарии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: