Белорусская философия. Статус и содержание белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторам

Статус и содержание белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторам:

· отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности;

· ситуация пограничья;

· отсутствие национальных тем для философского осмысления.

Белорусская философия в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования.

Этапы:

Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая).

Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (16 – первая половина 17 вв.). Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Скорина трансформирует ее в идею общего блага. Реформационное движение было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма.

Третий этап – доминирование схоластической философии (конец 17 – первая половина 18 вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как Смотрицкий, Тылковский. Видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии.

Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.). Образование и воспитание – основной механизм формирования свободного человека и установления справедливости общества. Белорусское просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ.

Пятый этап – национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина 19 – начало 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенность этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (Калиновский) м творческой интеллигенции (Богушевич, Пашкевич, Копала, Колас).

Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. 20 в.), к рамках которой проводились исследования в области:

· истории философии;

· философии и методологии науки;

· теории диалектики;

· социальной философии;

· философии культуры.

В 90-е годы 20 века начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований и попытка более глубокого анализа путей развития РБ в глобализирующемся мире.

***************************************************************************

№26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: