Экзистенциализм. Экзистенциализмвозник в начале 20-х гг

Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии. Философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его «хождении по мукам», переживаний жестоких испытаний. В центре внимания философов оказались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, отношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования. Самым глубоким знанием о природе философы признают осознание каждым индивидом собственной смертности и несовершенства.

Философы различают в человеке несколько слоев:

· природный;

· социальный;

· духовный;

· экзистенциальный – уровень, который не поддается научному описанию и может быть осмыслен с помощью философии.

Экзистенция – есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием, с ничто. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.

Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т. д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т. е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души». Первая ступень связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая — с «озарением (прояснением) экзистенции» и, наконец, третья — с решением главной для любого философствующего задачей, с приходом к пониманию Бога.

Для Сартра бытие распадается на две формы: «бытие-в-сeбe» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей — неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность.

***************************************************************************

№23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: