Религиозная философия
Наиболее авторитетным течением современной католической церкви является неотомизм, который базируется на учении Фомы Аквинского. Современный томизм взял на вооружение его идею о гармонии веры и разума. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности – Богу. Неотомисты различают два источника знания: естественный разум (науку) и божественное откровение (религию).
Благодаря разуму человек многое познал в природе, но возгордился, возомнил, что он может создать рай на земле, опираясь на науку и технику. И поэтому отвернулся от Бога. Человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли: профессии, должности и т.д. Человеку теперь остается один выход – вернуться к Богу.
Габриэль Оноре Марсель и другие современные религиозные философы на первый план выдвигают поиски человеком своего «Я», своей неповторимой духовности. Они не утешают человека и не гарантируют ему ничего, кроме поиска вути в духовных исканиях к совершенству. Диалог церкви и общества рассматривается религиозными философами как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру.
|
|
Ортодоксальным неотомическим представлениям противостоит реформаторское в своей основе течение тейярдизм. Основоположником является Пьер Тейяр де Шарден, который поставил целью осуществить синтез «знания» и «поклонения», т.е. науки и веры. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы – активную и пассивную. Философ отверг идею создаия мира Богов, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Поэтому цель жизни не только послушание, но и покорность.
***************************************************************************
№24
Философская мысль стала зеркалом русской культуры в целом. Именно с христианством в его Греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской культуры. К системам русской философии относятся:
· онтологизм (рассмотрение мира как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии);
· антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности;
· подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);
· эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного;
· мессианим (Москва – хранитель истинной веры и гарант будущего спасения).
Импульсом к формированию русской философии стали «Философские письма» П. Я. Чаадаева. Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофиловю
|
|
Западники (радикальное направление – Белинский, умеренное – Анненков, либеральное – Боткин) призывали к реформированию России по западному образцу.
Славянофилы («старшие» - Хомяков, «младшие» - Киреевский, «поздние» - Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в философии единства В.С. Соловьева. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуализации как Божественно-единого, так и конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет.
Рубеж 19-20 вв. характеризуют как «золотой век» русской философии. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм. Развитие русской философии было прервано сбытиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли. Развитие философии СССР по преимуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли.
***************************************************************************
№25