Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология

Структура индивидуального сознания. Самосознание.

Индивидуальное и общественное сознание. В сознании можно выделить два особых у ровня его проявления. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, то есть, сознание отдельного индивида-субъекта, с его личным опытом. Сознание и самосознание. Сознание может быть направлено, как на внешний, по отношению к субъекту, мир, так и на свой внутренний мир. В последнем случае имеет место САМОСОЗНАНИЕ, которое отражает собственные чувства, мысли, мотивы, интересы, цели, действия, поступки человека. Самосознание – существенная характеристика сознания. Оно мажет осуществляться на разных уровнях (чувственное и рациональное) и в различных формах (самоощущение, самочувствие, самовосприятие, самооценка). Высшей формой самосознания является рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни, размышляет над смыслом своего бытия. Познавая себя, личность может осознавать необходимость своего совершенствования. То есть, в процессе самопознания человек как бы творит самого себя.

ОБЩЕСТВЕННОЕ – сознание общества в целом или его части, как коллективного субъекта. Оно представляет собой, сложившиеся и господствующие в обществе идеи, теории, принципы, нормы, традиции, настроения, чувства, оценки. В общественном сознании принято выделять уровни и формы. Сознание может проявляться в эмоциях, переживаниях, настроениях, господствующих в обществе – это социальная психология. Другой уровень – сложившаяся в обществе система идей, принципов, теорий, идеалов ит.д.общественная идеология. Формы общественного сознаниярелигиозное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, научное, эстетическое, экологическое, экономическое.

27.Антропосоциогенез: факторы, рубежи, результаты. Биологическое и социальное в человеке.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум).

Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две концепции о природе человека:

· социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;

· биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: