За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы федеративного государственного устройства.
Исключительное разнообразие природных, геополитических, национально-культурных, социально-экономических и других условий в разных регионах исторически сложившегося Российского государства осложнилось в конце XX в. дезинтеграционными тенденциями на фоне кризиса всей общественно-экономической системы.
Распад СССР и становление более однородного, нового Российского государства не переломили указанные тенденции. Более того, демонтаж единого народно-хозяйственного комплекса СССР, политические и экономические трансформации переходного периода, развитие национальной экономики без достаточных защитных мер, участившиеся вспышки регионального сепаратизма дали новый толчок дифференциации и дезинтеграции социально-экономического пространства России.
|
|
Путь России в XXI в. — это неизбежный поиск единства в региональном многообразии, что означает отрицание регионального униформизма в социально-экономической сфере и ориентацию на использование преимуществ каждого региона и межрегиональной кооперации, гармонию интересов региональных субъектов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.
Сохранение целостности, включающей единство и общность российской экономики, предполагает сплав консолидирующей общество идеологии и реализующих эту идеологию политических, экономических, социальных и правовых механизмов.
Будущее экономики России в немалой степени зависит от того, удастся ли составляющим российское общество социально разнородным группам поддерживать сознание сопричастности к единому общественному целому не только в государственно-политическом смысле, но и, что еще важнее, к общему территориальному, экономическому пространству.
Необходимо создать реальную экономическую заинтересованность всех членов общества в сохранении, приумножении и использовании всего национального богатства страны, включая ее территориально-природные ресурсы, и в эффективном функционировании интегрированного экономического пространства в рамках единого государства.
Прежде чем охарактеризовать экономическое пространство — его целостность, общность и единство, однородность и неоднородность,— требуется определить эти понятия.
За последние два десятилетия научный интерес к этническим истокам пространственной теории существенно вырос. Экономическое пространство было предметом внимания античных мыслителей, социалистов-утопистов, а в XVII—XVIII вв. проблемы экономического пространства постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий. Изучение этих проблем привело к констатации факта, что региональная экономика есть, во-первых, способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики. Во-вторых, «отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты экономических отношений» [31, с. 316—317].
|
|
В России принято употреблять термин «теория размещения». В англоязычной литературе используют термин «spatial economics», переводимый как «пространственная экономика».
Пространственный аспект в экономической науке Запада XIX в. изучался главным образом с позиций теории размещения (И.Г. фон Тюнен, А. Вебер, А. Леш). В это же время теория размещения оформилась в качестве особого направления в Германии, но классическая экономическая теория эти вопросы не рассматривала.
В 1909 г. вышла в свет книга Альфреда Вебера «Теория размещения производства: чистая теория штандорта», которая явилась первой работой по теории размещения.
В 20-х годах прошлого столетия некоторые немецкие авторы — такие как О. Энглендер, X. Вайгман, X. Ритчл, А. Предел — дополнили анализ частичного равновесия А. Вебера анализом общего равновесия пространственных проблем.
Тем не менее основоположником теории размещения производства принято считать И.Г. фон Тюнена. Он не был первым исследователем, который начал изучать пространство как экономическое явление, но он был первым, кто использовал для исследования пространства соответствующие методы анализа. В работе «Изолированное государство» (1826 г.) Тюнен создал абстрактную географическую модель, в основе которой лежали такие характеристики, как удаленность от центра и площадь. В данной модели транспортные издержки как линейная функция отделены от расстояния и от других факторов, воздействующих на размещение сельскохозяйственного производства и способы землепользования. Он полагал, что цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. В нашей теории общего экономического пространства при определении факторов, влияющих на различие цен на территории страны, мы будем придерживаться этой точки зрения.
А. Маршалл, работы которого являются фундаментом теории микроэкономики, пространственный фактор практически не учитывает. Он выдвигает предположение о более важном и существенном значении для экономики учета фактора времени по сравнению с пространственным. Хотя Маршалл не мог не понимать, что факторы пространственного характера играют существенную роль в определении общей ситуации на рынке.
Неоклассические теории общего равновесия, разработанные Л. Вальрасом и В. Парето, рассматривают хозяйство в качестве единого целого и поэтому анализируют его безотносительно протяженности в пространстве. Такой подход обусловлен, видимо, тем, что политэкономия того периода (А. Маршалл, Дж. Кларк, Л. Вальрас) занималась наиболее общими особенностями функционирования рынка, абстрагируясь от целого ряда моментов и допущений.
Последователем теории Л. Вальраса стал К.Ф. Лаунхардт. Его исследования касались транспортно-инженерной экономики, теории цен и пространства рынка. Й. Шумпетер признал, что К. Лаунхардт одним из первых применил математику в исследовании рыночного пространства, вместе с тем незаслуженно принизил его роль в становлении локальной теории. Это говорит о том, что историки экономической мысли не имеют систематического взгляда на пространственную теорию, которая стоит особняком в системе экономической науки. К. Лаунхардт искал решение проблемы определения оптимальных районов продаж для конкурирующих между собой производителей, сосредоточенных в одной точке и обслуживающих потребителей, равномерно рассредоточенных в экономическом пространстве. Эта проблема противоположна сформулированной Тюненом, который определяет оптимальные районы снабжения для конкурирующих между собой потребителей, сосредоточенных в одной точке, но покупающих товары у производителей, рассредоточенных в экономическом пространстве.
|
|
Наибольший вклад в формирование теории пространства рынка сделал Ф. Феттер. Он полагал, что концепции конкуренции и монополии следует сблизить, поскольку рынкам в разной степени присущи черты того и другого. Для уничтожения дискриминации в ценах, ликвидации встречных перевозок и переплат за фрахт требуется установление цен ФОБ непосредственно покупателем. Конкуренция будет происходить только между предприятиями, которые поделили рынок, или на границах этих рынков.
Создателем первой теории модели пространственного экономического равновесия является А. Леш. Он сделал обзор всех теорий рационального использования пространства, созданных за 100 лет, и обобщил их под углом зрения теории общего равновесия. В исследовании А. Леша нашли отражение все основные элементы классической теории размещения: тюненовский анализ районов производства, обслуживающих точечный рынок; анализ точек производства обслуживающих районов сбыта К. Лаунхардта; теория минимизации транспортных издержек и издержек на оплату рабочей силы при рациональном размещении промышленных предприятий А. Вебера; анализ моделей пространственной конкуренции в условиях дуополии и олигополии Г. Хотеллинга; теория региональных структур В. Кристаллера.
Экономические модели лишь относительно недавно стали важной частью регионального моделирования.
|
|
Зарубежным межрегиональным моделям часто недостает пространственного содержания, поскольку регион в них рассматривается как единственная точка в пространстве. Характерные для внутрирегиональных моделей попытки определить пространственные связи сменяются в большинстве моделей анализом и прогнозированием процесса регионального роста и используются для прогнозирования экономической активности.
Можно выделить два типа межрегиональных моделей: «балансовые» и «полностью межрегиональные». Балансовая модель, с точки зрения У. Изарда [21, с. 345—346], фактически является общегосударственной моделью, дезагрегированной на составляющие регионы. Из-за информационных трудностей эмпирическая разработка балансовой региональной модели оказалась весьма трудной задачей.