Экономическое пространство и его характеристики

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устрой­ство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и систе­мы унитарного государства до системы федеративного государствен­ного устройства.

Исключительное разнообразие природных, геополитических, национально-культурных, социально-экономических и других усло­вий в разных регионах исторически сложившегося Российского государства осложнилось в конце XX в. дезинтеграционными тенденциями на фоне кризиса всей общественно-экономической системы.

Распад СССР и становление более однородного, нового Россий­ского государства не переломили указанные тенденции. Более того, демонтаж единого народно-хозяйственного комплекса СССР, поли­тические и экономические трансформации переходного периода, раз­витие национальной экономики без достаточных защитных мер, учас­тившиеся вспышки регионального сепаратизма дали новый толчок дифференциации и дезинтеграции социально-экономического про­странства России.

Путь России в XXI в. — это неизбежный поиск единства в регио­нальном многообразии, что означает отрицание регионального униформизма в социально-экономической сфере и ориентацию на использо­вание преимуществ каждого региона и межрегиональной кооперации, гармонию интересов региональных субъектов, реализацию принци­па равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.

Сохранение целостности, включающей единство и общность российской экономики, предполагает сплав консолидирующей обще­ство идеологии и реализующих эту идеологию политических, эконо­мических, социальных и правовых механизмов.

Будущее экономики России в немалой степени зависит от того, удастся ли составляющим российское общество социально разнород­ным группам поддерживать сознание сопричастности к единому обще­ственному целому не только в государственно-политическом смысле, но и, что еще важнее, к общему территориальному, экономическому пространству.

Необходимо создать реальную экономическую заинтересован­ность всех членов общества в сохранении, приумножении и использо­вании всего национального богатства страны, включая ее территори­ально-природные ресурсы, и в эффективном функционировании интегрированного экономического пространства в рамках единого государства.

Прежде чем охарактеризовать экономическое пространство — его целостность, общность и единство, однородность и неоднородность,— требуется определить эти понятия.

За последние два десятилетия научный интерес к этническим исто­кам пространственной теории существенно вырос. Экономическое пространство было предметом внимания античных мыслителей, соци­алистов-утопистов, а в XVII—XVIII вв. проблемы экономического пространства постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий. Изучение этих проблем привело к констатации факта, что региональная экономика есть, во-первых, способ организа­ции хозяйственной жизни территориально-производственного комп­лекса в структуре национальной экономики. Во-вторых, «отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты эко­номических отношений» [31, с. 316—317].

В России принято употреблять термин «теория размещения». В англоязычной литературе используют термин «spatial economics», переводимый как «пространственная экономика».

Пространственный аспект в экономической науке Запада XIX в. изу­чался главным образом с позиций теории размещения (И.Г. фон Тюнен, А. Вебер, А. Леш). В это же время теория размещения оформилась в качест­ве особого направления в Германии, но классическая экономическая теория эти вопросы не рассматривала.

В 1909 г. вышла в свет книга Альфреда Вебера «Теория размеще­ния производства: чистая теория штандорта», которая явилась первой работой по теории размещения.

В 20-х годах прошлого столетия некоторые немецкие авторы — такие как О. Энглендер, X. Вайгман, X. Ритчл, А. Предел — дополнили анализ частичного равновесия А. Вебера анализом общего равновесия про­странственных проблем.

Тем не менее основоположником теории размещения произ­водства принято считать И.Г. фон Тюнена. Он не был первым иссле­дователем, который начал изучать пространство как экономическое явление, но он был первым, кто использовал для исследования про­странства соответствующие методы анализа. В работе «Изолиро­ванное государство» (1826 г.) Тюнен создал абстрактную географиче­скую модель, в основе которой лежали такие характеристики, как удаленность от центра и площадь. В данной модели транспортные издержки как линейная функция отделены от расстояния и от других факторов, воздействующих на размещение сельскохозяйственного про­изводства и способы землепользования. Он полагал, что цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. В нашей теории общего экономи­ческого пространства при определении факторов, влияющих на раз­личие цен на территории страны, мы будем придерживаться этой точ­ки зрения.

А. Маршалл, работы которого являются фундаментом теории мик­роэкономики, пространственный фактор практически не учитывает. Он выдвигает предположение о более важном и существенном значении для экономики учета фактора времени по сравнению с простран­ственным. Хотя Маршалл не мог не понимать, что факторы простран­ственного характера играют существенную роль в определении общей ситуации на рынке.

Неоклассические теории общего равновесия, разработанные Л. Вальрасом и В. Парето, рассматривают хозяйство в качестве едино­го целого и поэтому анализируют его безотносительно протяженности в пространстве. Такой подход обусловлен, видимо, тем, что политэко­номия того периода (А. Маршалл, Дж. Кларк, Л. Вальрас) занималась наиболее общими особенностями функционирования рынка, абстра­гируясь от целого ряда моментов и допущений.

Последователем теории Л. Вальраса стал К.Ф. Лаунхардт. Его исследования касались транспортно-инженерной экономики, теории цен и пространства рынка. Й. Шумпетер признал, что К. Лаунхардт одним из первых применил математику в исследовании рыночного про­странства, вместе с тем незаслуженно принизил его роль в становле­нии локальной теории. Это говорит о том, что историки экономической мысли не имеют систематического взгляда на пространственную тео­рию, которая стоит особняком в системе экономической науки. К. Лаун­хардт искал решение проблемы определения оптимальных районов продаж для конкурирующих между собой производителей, сосредото­ченных в одной точке и обслуживающих потребителей, равномерно рассредоточенных в экономическом пространстве. Эта проблема проти­воположна сформулированной Тюненом, который определяет опти­мальные районы снабжения для конкурирующих между собой потре­бителей, сосредоточенных в одной точке, но покупающих товары у производителей, рассредоточенных в экономическом пространстве.

Наибольший вклад в формирование теории пространства рынка сделал Ф. Феттер. Он полагал, что концепции конкуренции и монопо­лии следует сблизить, поскольку рынкам в разной степени присущи черты того и другого. Для уничтожения дискриминации в ценах, лик­видации встречных перевозок и переплат за фрахт требуется установ­ление цен ФОБ непосредственно покупателем. Конкуренция будет происходить только между предприятиями, которые поделили рынок, или на границах этих рынков.

Создателем первой теории модели пространственного экономи­ческого равновесия является А. Леш. Он сделал обзор всех теорий рационального использования пространства, созданных за 100 лет, и обобщил их под углом зрения теории общего равновесия. В исследо­вании А. Леша нашли отражение все основные элементы классической теории размещения: тюненовский анализ районов производства, обслуживающих точечный рынок; анализ точек производства обслужива­ющих районов сбыта К. Лаунхардта; теория минимизации транспорт­ных издержек и издержек на оплату рабочей силы при рациональном размещении промышленных предприятий А. Вебера; анализ моделей пространственной конкуренции в условиях дуополии и олигополии Г. Хотеллинга; теория региональных структур В. Кристаллера.

Экономические модели лишь относительно недавно стали важной частью регионального моделирования.

Зарубежным межрегиональным моделям часто недостает про­странственного содержания, поскольку регион в них рассматривается как единственная точка в пространстве. Характерные для внутрирегио­нальных моделей попытки определить пространственные связи сменя­ются в большинстве моделей анализом и прогнозированием процесса регионального роста и используются для прогнозирования экономи­ческой активности.

Можно выделить два типа межрегиональных моделей: «балансо­вые» и «полностью межрегиональные». Балансовая модель, с точки зрения У. Изарда [21, с. 345—346], фактически является общегосу­дарственной моделью, дезагрегированной на составляющие регионы. Из-за информационных трудностей эмпирическая разработка балан­совой региональной модели оказалась весьма трудной задачей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: