Функционирование офшорных зон на территории России

Кроме СЭЗ де-факто, в стране было провозглашено о создании нескольких офшорных зон: республики Калмыкия, Ингушетия, Алтай и др. Де-юре функционировали только Ингушетия и Алтай.

Офшорная зона — это независимое государство или территория другого государства (например, колония) с некоторой степенью автономии, чье законодательство допускает существование юридического лица со значительными налоговыми льготами. Такие льготы чаще всего заключаются в полном отсутствии налогов при выполнении определенных условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25—50%, в США для обыкновенных корпораций — 15—39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину (как правило, небольшую). Кроме того, необходимо платить гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей (официального) агента и т.п.

Основной целью создания офшорной компании обычно является структуризация бизнеса для сокращения налогового бремени основной компании: суммарные расходы по поддержанию офшорной компании во много раз меньше, чем суммы, которые они экономят на налогах.

Офшорные компании также широко используются для хранения личных сбережений. Это позволяет гражданам стран с нестабильной экономикой держать средства в надежных зарубежных банках, не нарушая при этом законов собственной страны (например, российские граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут иметь личные счета за границей лишь в некоторых странах и то с определенными условиями).

Страна с офшорным законодательством заинтересована в привлечении международного бизнеса, так как каждая офшорная фирма платит как напрямую в местный бюджет, так и местной администрирующей компании, часто юридической и бухгалтерской компаниям, иногда хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний, гостиниц, ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нем местным гражданам и т.д. Все это является важными поступлениями для небольших островных государств с населением от 10 000 (на Терке и Кайкос, Бермудах и др.) до 250 000 жителей (например, на Багамах). Даже если та или иная компания не разворачивает деятельность в полной мере, она все равно приносит небольшой доход стране, а в будущем может разрастись и в крупную фирму. Практически во всех офшорных странах существуют и обычные компании, платящие высокий налог на прибыль, однако они не представляют интереса для налогового планирования.

В каждой офшорной зоне создаются компании своего типа, согласно местному законодательству. Общими для всех зон являются следующие особенности:

· офшорные компании не ограничены в своей деятельности (ни по уставу, ни по закону), за исключением отдельных видов деятельности, требующих лицензирования правительством; к таковым обычно относятся банковская, страховая, юридическая, аудиторская, трастовая, административная и некоторые другие, и работа в этих областях без лицензии строго карается, вплоть до тюремного заключения.

· ограниченная ответственность: владельцы отвечают по обязательствам компании только в пределах оплаченного уставного капитала; для небанковских компаний обычно нет ограничения на минимальный оплаченный уставной капитал (1—2 долл. вполне достаточно);

· в стране регистрации компания должна иметь зарегистрированный (юридический) адрес и агента; им может быть лицо, физическое или юридическое, в обязанности которого входит фактически находиться по юридическому адресу компании и играть роль связующего звена между государственными органами страны регистрации и компанией, причем содержать полноценный офис нет необходимости;

· компания имеет право без ограничения открывать счета в банках мира, причем, если в стране регистрации нет налогов и обязательного аудита, не требуется сообщать об открытых счетах властям; счета в стране регистрации также допустимы;

· владельцы определяются акциями (именными или на предъявителя); в свою очередь они избирают директоров, а они принимают все текущие решения (об открытии счета в банке, взятии или предоставлении займа и т.д.); директора назначают секретаря компании, его подписью заверяются протоколы всех заседаний и решения совета директоров и собрания акционеров;

· владельцами могут быть любые юридические или физические лица.

В некоторых странах информация о директорах должна быть доступна публике, для этого список директоров хранится властями в специальных открытых архивах. В таких странах широко используется практика так называемых номинальных директоров. Таковыми являются либо солидная адвокатская фирма (часто та же самая, что зарегистрировала и предоставила адрес офшорной компании), либо ее сотрудники, если в рассматриваемой стране директором может быть только физическое лицо. Эти директора самостоятельно не принимают никаких решений, они лишь подписывают все протоколы, переданные истинными владельцами. Владельцы всегда могут сместить номинальных директоров своим решением. Номинальные директора предоставляют реальным владельцам генеральную доверенность на совершение любых операций от имени компании, в том числе и управление банковскими счетами. Однако для получения такого документа доверенное лицо должно подписать заявление об освобождении номинальных директоров от ответственности за любые действия доверенных лиц.

Намного легче работать в странах, где директора не известны ни властям, ни публике. Этими преимуществами обладают офшоры Сейшельских Островов, Белиза, Британских Виргинских Островов и большинства других офшорных зон Карибского бассейна.

Если в данной стране разрешено выпускать акции на предъявителя, то и владельцы компании могут быть полностью анонимны. Но в таком случае протокол любого собрания акционеров должен подтверждаться подписью секретаря компании, который лично присутствует на собрании и убеждается в полномочиях присутствующих согласно предъявленным ими сертификатам акций на предъявителя Естественно, что при такой схеме сертификаты акций должны храниться в надежном месте, так как их утеря может привести к крайне нежелательным последствиям для компании.

При выпуске именных акций информация об их держателях (полное имя, адрес, гражданство) хранится в реестре акционеров. В одних странах реестр хранится по юридическому адресу, в других — где угодно, но агент компании должен знать, где именно. В большинстве стран реестр не доступен публике, однако власти некоторых государств, например Ирландии и Кипра, требуют информацию из этого реестра при регистрации компаний и аудите. Власти могут раскрыть данные либо для следствия в стране или за рубежом, либо по двустороннему соглашению об обмене информацией (Россия имеет такие договоры, например, с Кипром, США и некоторыми другими странами). Номинальные акционеры решают эту проблему, но не везде: власти некоторых стран (например, Кипра) требуют данные об истинных, бенефициарных, владельцах.

Если конфиденциальность важна, следует выбирать страны без обязательных отчетов о финансовой деятельности и о составе директоров и акционеров. К таким странам относятся Белиз, Британские Виргинские Острова, Невис, Сейшелы и некоторые другие.

Не меньшую роль в вопросах конфиденциальности бизнеса играет страна, в которой у компании есть счет. США, Великобритания, Франция, Германия, Кипр и многие другие государства имеют опыт плодотворного сотрудничества с налоговым ведомством России по выявлению в своих банках средств российских граждан. Например, Протокол об обмене информацией Договора об избежании двойного налогообложения между США и РФ предусматривает, что Минфин России вправе получить любую информацию о налогообложении российских граждан, доступную Федеральному налоговому ведомству США. Обмен ратификационными инструментами произошел лишь в декабре 1993 г., а до этого действовало аналогичное старое соглашение США и СССР. Заметим, что вся информация о счетах в американских банках и об их распорядителях известна налоговому ведомству автоматически.

В любом случае банк работает непосредственно с распорядителями счета, причем они не обязаны быть директорами компании — владельца счета. Образцы подписей всех распорядителей находятся в банке и заверены Советом директоров компании и ее секретарем. Распорядители сами договариваются о мерах безопасности, например, хотят ли они управлять счетом по факсу, телефону, телексу или только по почте, какую систему паролей предпочитают, и т.д.

Таким образом, владелец фирмы может организовать для себя эксклюзивный доступ к счету и от имени фирмы (по доверенности или в качестве директора) подписывать соглашения и вести переговоры. Необходимость посещать лично страну регистрации компании отпадает, то же относится и к стране, где компания имеет банковский счет. Если деятельность компании несложна и не требуется настоящий офис с постоянным штатом и другими дорогостоящими атрибутами крупной компании, все расходы ограничатся следующими статьями: от 1000—2000 долл. потребуется на первоначальное оформление компании и до 1000 долл. ежегодно в дальнейшем (исключение составляют лишь сверхдорогие юрисдикции, например, Лихтенштейн, Люксембург и некоторые другие).

Одним из условий налоговых льгот является обычно отсутствие дохода на территории страны регистрации. Это означает, что продажа товаров, предоставление услуг, принятие заказов на различные работы, получение финансовых средств на управление, предложение ценных бумаг, предоставление займов и т.д. должны производиться за пределами страны регистрации. В то же время закупка товаров, размещение заказов, содержание офиса и другая деятельность, приносящая доход фажданам и компаниям данной страны, разрешена и приветствуется.

При работе на территории другой страны, например США или России, компания может подпадать под действие законов этой страны, в том числе налогового законодательства. Законы страны регистрации не освобождают офшорную компанию от зарубежных налогов, поэтому следует избегать таких ситуаций. Обычно эти проблемы возникают только при работе через постоянное представительство.

Использование офшоров в импортно-экспортных операциях, хотя и является наиболее традиционным в России, до сих пор не утратило актуальности. Офшорная компания вставляется промежуточным звеном между российской фирмой и ее иностранным партнером. Это позволяет последней манипулировать контрактной ценой товара в необходимую сторону. Например, можно поднять цену импортируемого в Россию товара и тем самым свести прибыль российской фирмы к минимуму. Или же наоборот, для товаров с высокими таможенными пошлинами объявленную цену можно существенно понизить. Если же вы покупаете в России товар для его последующего экспорта, то, покупая этот товар на свою российскую фирму, вы должны уплачивать НДС, который сможете вернуть лишь через какое-то время. Делая же покупку напрямую от имени иностранной фирмы (вашего офшора), вы платите за товар сразу без НДС. Вы можете также заключить с офшором договора на сопровождение груза, его охрану и т.п. и таким образом дополнительно списать расходы из прибыли российской фирмы.

Иногда (особенно в некоторых странах СНГ) деятельность от имени иностранной компании из приличной юрисдикции может существенно улучшить ваш имидж, и это может иметь смысл даже при отсутствии формальных налоговых льгот.

Офшорные компании часто используются для работы на зарубежных финансовых и фондовых рынках. Для активной работы на российском рынке ценных бумаг активно используются компании из юрисдикции, которые, с одной стороны, имеют невысокое налогообложение, а с другой — заключили с Россией договор об избежании двойного налогообложения. Юрисдикцией, наиболее популярной для таких целей, является Кипр. Согласно Соглашению между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения, кипрская компания, покупающая и продающая акции через российского брокера, не рассматривается как ведущая деятельность на территории России и платит налог на прибыль только на Кипре по ставке 10%. Поскольку такие операции не облагаются НДС, то других расходов, кроме вознаграждения брокеру, кипрская компания не имеет. В принципе, подобную схему можно применить к любому виду деятельности на территории РФ, который можно вести через агента. Налог на прибыль будет уплачиваться на Кипре. Проблема в том, что НДС под действие соглашения не подпадает, и его придется уплачивать в обычном порядке.

Хорошие результаты дает применение офшорных компаний к банковской, страховой, строительной и транспортной деятельности, судоходству, приобретению недвижимости.

Иностранная компания часто используется для объяснения крупных расходов в России (например, покупка недвижимости, транспорта и т.п.). Тут подходят как лобовые схемы типа оформления недвижимости на иностранную компанию или ее дочернюю структуру, так и более тонкие. Традиционные офшорные зоны — Британские Виргинские Острова, Белиз, Сейшелы и прочие знаменитые страны, под юрисдикцией которых процветает множество компаний,— идеально подходят для безопасного хранения денежных средств. Полная конфиденциальность (в реестре компаний имена владельцев не значатся), гарантированная стабильность, наконец, моментальный доступ к счетам в любой точке мира — такой подход обеспечивает полную свободу в движении средств. В то же время не стоит забывать о «черном списке», в который попало большинство островных офшорных зон, отличающихся отсутствием налогообложения и не требующих от офшорных компаний никакой отчетности. Среди же «белых» офшоров наиболее выгодное положение занимает Содружество Доминика. Офшор на Доминике — одно из самых удачных решений проблемы свободного перемещения денежных средств на сегодняшний день.

В свою очередь, для ведения нормальной внешнеэкономической деятельности требуется более серьезная юрисдикция, которая не входила бы ни в один список офшоров и, помимо того, имела бы договор об избежании двойного налогообложения со странами, которые представляют ваши потенциальные партнеры. Государства и регионы, отвечающие таким критериям, выдвигают уже достаточно серьезные требования к офшорным компаниям. Это и ограничения на определенные виды деятельности, и на названия компаний, и строгие требования к деловой отчетности (с ежегодным аудитом), и большие отчисления (так, с 2003 г. Кипр взимает 10% с прибыли всех компаний, будь то офшорные или резидентные). Тем не менее офшор в Гибралтаре или на Кипре был и остается отличным способом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

В Российской Федерации высокая активность в открытии специальных экономических, по сути оффшорных, зон наблюдалась в первой половине 90-х годов. Многочисленные «свободные экономические зоны» — на Алтае, в Находке, Угличе, Ингушетии и Калмыкии — на практике были лишь внутренними офшорами: предприятия только регистрировались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за пределами. Со вступлением в действие части второй Налогового кодекса РФ они потеряли львиную долю своих льгот и практически прекратили функционировать.

Так, например, Республика Ингушетия стала офшорной зоной в июне 1994 г. на основании постановления Правительства РФ «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики». В соответствии с постановлением зона на территории Ингушетии могла функционировать в течение года с 1 июля 1994 г. по 1 июля 1995 г. Однако Указом Президента Республики Ингушетия «О системе налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в зону экономического благоприятствования Ингушетия» этот срок был пролонгирован.

С 1 января 1999 г. Республика Ингушетия лишена статуса офшорной зоны, а эколого-экономический регион «Алтай» — прав на регистрацию новых предприятий на своей территории с 16 марта 2001 г. в соответствии с соглашением между Правительствами Республики Горный Алтай и РФ.

Эколого-экономический регион «Алтай»

Этот регион прежде входил в Алтайский край и обладал статусом Горно-Алтайской автономной области. Ныне же он является самостоятельной Республикой Горный Алтай.

Протяженность республики с запада на восток составляет 360 км, с севера на юг — 400 км. Граничит с Китаем и Монголией, Тывой, Хакасией, Кемеровской областью и Алтайским краем. Располагает разно образными природными ресурсами: железными, ртутными рудами, каменным углем, цветными и редкими металлами, лесом, драгоценными камнями и т.д.; кроме того, обладает гидроресурсами, огромным туристическим потенциалом, около 7 тыс. уникальных, красивейших озер, в том числе всемирно известное озеро Алтын-Кель (Телецкос озеро). Население республики составляет около 200 тыс. человек, преимущественно сельское, 27% его проживает в городах (в основном в Горно-Алтайске). Здесь живут алтайцы — 31%, русские — 60%, остальные — казахи, украинцы, немцы.

Несмотря на огромные богатства, экономическое развитие республики и уровень жизни населения существенно отстает от среднероссийского и от уровня жизни Западно-Сибирского региона. Структура экономики неразвита и нерациональна. Ведется экстенсивное земледелие, вырубаются леса, что ухудшает экологическую обстановку. Промышленность также развита слабо. Сохранение зыбкого экологического равновесия между природой и человеком требует исключительно бережного, взвешенного природопользования и разумной хозяйственной деятельности.

Учитывая географические, историко-культурные и экономические особенности, накопившиеся проблемы Горного Алтая, а также мировой опыт существования зон налогового благоприятствования (офшорных зон), в 1991 г. был создан первый в России эколого-экономический регион (ЭЭР) «Алтай», имеющий статус свободной экономической зоны. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1993 г. «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» создание ЭЭР было одобрено. Организационные и экономические основы ЭЭР «Алтай» закреплены в Законе республики «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования эколого-экономического региона „Алтай"» от 10 апреля 1997 г. В законе ЭЭР рассматривается как площадка для формирования экологической мини-модели будущего, где будут гармонично взаимодействовать природа и человек, и как духовный центр Горного Алтая. Эти цели определяют деятельность предприятий на территории ЭЭР.

Приоритетными сферами в экономике ЭЭР «Алтай» являются:

· внедрение новых технологий по глубокой переработке овечьей шерсти, кожи, мяса, пантов маралов и оленей, древесины, лекарственно-технического сырья;

· добыча и переработка полезных ископаемых;

· строительство малых ГЭС и ТЭС;

· создание инфраструктуры международного уровня для отдыха туризма.

Для участников ЭЭР «Алтай» установлены налоговые льготы. В частности, они освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль (доход) и налога на добавленную стоимость в части, поступающей в бюджет Республики Горный Алтай, а также от всех республиканских налогов. Участникам региона предоставляются и другие многочисленные льготы, гарантируется защита вложенных инвестиций, стабильность правовых и экономических условий в течение всего срока договора с дирекцией ЭЭР «Алтай». Для субъектов малого предпринимательства устанавливается единый налог — 3,33% от валовой выручки.

Практическое управление ЭЭР осуществляет дирекция. Ей дано право освобождать на 5 лет предприятия, финансовые организации и их филиалы (российские, совместные, иностранные) от налогов, платежей и сборов, взимаемых в> бюджет Республики Алтай.

В первой половине 90-х годов республика была сугубо дотационной. Предприятия обеспечивали только 5—10% поступлений в ее бюджет. Однако тенденции развития ЭЭР «Алтай» показывают, что если в начале 1997 г. насчитывалось около 500 предприятий — участников ЭЭР, то к концу зарегистрировано уже 2 тыс., которые дали 25% бюджетных средств. Этот положительный рост продолжался и в последующие годы вплоть до марта 2001 г., когда вступило в силу соглашение о прекращении регистрации новых участников ЭЭР «Алтай». Безусловно, экономика региона получила новые стимулы для своего развития. Бюджетная обеспеченность региона значительно возросла. Появились новые коммуникации, активно развивается инфраструктура, туризм.


Литература:

1. Бильчак В.С. Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография.– Калининград: Изд-во: «Янтарный сказ», 1998.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов – 5-е изд. – М.: ГУ ВЭШ, 2006.

3. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: