Сущность государственной региональной политики.
Государственная региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны.
Региональной политике отводится ведущая роль в обеспечении интеграции российских территорий.
Следовательно, региональной политикой можно считать такую систему действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами.
Государственная региональная политика и политика регионов — не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.
Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов.
Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния региона, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развития социально-экономической инфраструктуры.
Цели региональной политики.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Среди важнейших положений региональной политики в Российской Федерации:
· децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ
· возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти;
· обеспечение действия принципа равноправия субъектов Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти.
Эти меры призваны способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства России.
Методы реализации региональной политики.
Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения:
· региональной экономической политики;
· региональной социальной политики;
· национальной политики.
Фундаментальные методы реализации региональной политики — административное, правовое и экономическое регулирование.
В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция).
«Политика выравнивания» — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и т. д. Примером проведения «политики выравнивания» является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-х гг.
«Теория полюсов роста» — методологическая основа перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-х гг. — была выдвинута экономистами-регионологами Ф. Перру й Ж. Будевилем.
Суть теории — констатация и объяснение неравномерности социально-экономического развития, которое в пространственном плане выступает в виде образования «полюсов роста», способных оказывать сильное влияние на основные факторы производства — капитал и рабочую силу.
«Региональный полюс роста» — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния.
Образование «полюсов роста» происходит только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль промышленности, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП).
Теория не только научно объясняет неравномерность экономического развития регионов, но и указывает один из возможных путей интенсивного решения региональных социально-экономических проблем посредством создания в менее развитых регионах искусственных «полюсов роста», способных оказать сильное организующее воздействие на подъем экономики в регионе.
Выравнивание пространственных диспропорций.
Поскольку сегодня существование пространственных диспропорции в уровне и качестве жизни населения по регионам Российской Федерации признается в качестве национальной проблемы — пространственные диспропорции чрезмерны, угрожают единству и целостности РФ, — необходимо проведение государственной региональной политики выравнивания.
Вмешательство государства в рамках данной региональной политики должно быть направлено на решение социальных и политических проблем (социальная справедливость, интеграция страны и т. д.). Экономические проблемы лучше решает рынок, но он же усиливает пространственные диспропорции в стране. В то же время региональная политика, несмотря на главенство социально-политических целей, может действовать только через экономику. Без подъема последней в кризисных ареалах невозможно устойчивое их развитие и, следовательно, выравнивание пространственных диспропорций качества жизни населения в стране. Но экономика выступает лишь как инструмент для достижения социально-политических целей региональной политики.
Выравнивающая региональная политика невозможна без перераспределения средств (прямого или косвенного) от богатых регионов (ареалов) к бедным. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточны для развития бедных и не должны блокировать развитие богатых. Перераспределение это возможно лишь через федеральный центр.
При этом следует учитывать, что новые механизмы выравнивающей региональной политики предлагаются не взамен ныне существующей региональной политики упорядочивания, а в дополнение к ней. Кроме того, следует учитывать еще и тот факт, что территориальная структура общества и хозяйства достаточно стабильны и инерционны, значимые сдвиги в них требуют десятилетий. Естественно, и выравнивающая региональная политика может дать зримые результаты лишь в течение того же временного периода.
Формирование новой региональной политики требует совершенно иного подхода к выбору объектов помощи. Федеральная помощь должна поступать лишь действительно наиболее кризисным ареалам. Необходима территориальная концентрация ресурсов в избранных ареалах, иначе эффективность региональной политики будет очень низка. Необходимо провести классификацию выделяемых кризисных территорий в соответствии с основными причинами и характером проявления кризиса. Можно разделить их на депрессивные (с подразделением на промышленные и аграрные) и слаборазвитые (с подразделением на аграрные и северные). Как правило, площади ареалов первого типа будут больше.
Для официального включения ареалов в сферу действия региональной политики и их отнесения к той или иной категории кризисных территорий должна быть разработана абсолютно формализованная процедура.
При этом можно использовать всего три показателя:
· спад промышленного производства;
· среднедушевой доход (с поправкой на региональные различия в покупательной способности рубля);
· уровень общей безработицы.
Для проведения региональной политики выравнивания желательны концентрация основных прав и ресурсов в рамках одного института (Министерства региональной политики или его преемника) и четкое разграничение их с министерствами экономики и финансов. Для реализации региональной политики избранный институт должен иметь работоспособную региональную сеть (не обязательно в субъекте, но охватывающую всю страну - возможно, по крупным экономическим районам).
Для возникновения и реализации выравнивающей региональной политики необходим специальный федеральный закон, прописывающий цели вмешательства государства, всю процедуру выделения кризисных территорий, объемы и методы помощи и т. д. Возможно в качестве его приложения дать список всех официально выделенных кризисных территорий (их карту). Закон может потребовать внесения изменений в принятые ранее законодательные акты, в том числе регулирующие взаимоотношения трех территориальных уровней власти. Все затраты на реализацию региональной политики, прописанные в данном законе (в абсолютных или относительных показателях), должны быть отражены в ежегодных законах о бюджете. Только после этого можно всерьез говорить о реализации региональной политики. Положения закона должны быть четко отражены в постановлениях и распоряжениях правительства, положениях и структуре «вовлеченных» министерств.
Основным источником финансирования региональной политики выравнивания являются федеральные доходы (бюджет). Все средства должны идти на капиталовложения, дабы коренным образом изменить ситуацию в ареале, придать импульс его развитию за счет расширения экономической базы. Причем средства, поступающие на эти цели не должны вести к сокращению платежей, предоставляемых данной территории из любых других источников.
Текущие социальные, экономические проблемы должны решаться за счет иных источников финансирования.
Политика вообще — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Политика — это интересы в действии.
Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.
Региональная политика в России, так же как и за рубежом, проводится в жизнь комплексом законодательных, административных, социально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осуществляемую региональными властями на подведомственной им территории. При этом все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны государства должен сохраняться.
Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.
Региональная политика России имеет несколько основных направлений, среди которых региональная экономическая политика занимает одно из первых мест. В Основных направлениях региональной политики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, многообразие форм собственности изменили критерии рациональности размещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов требует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.
Главная цель предстоящего времени — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.
В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:
- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
- содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализации систем расселения;
- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);
- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;
- оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
- разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);
- совершенствование экономического районирования страны.
Главным условием реализации этих задач является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершенствования производства, бюджетных отношений, экономических и других проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.
Важнейшими исходными пунктами должны стать:
· прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения;
· изучение региональных рынков;
· оценка финансовых и других возможностей регионов;
· выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Последние годы ознаменовались усилением внимания исполнительной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой экономической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе — идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.
Программа открывает перед страной три базовых пути развития:
1. Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджетные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.
2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он предполагает, что правительство будет активно инвестировать реальный сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В условиях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом случае, результатам.
3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынешнего компромиссного курса.
Ближайшее время покажет, какой из этих путей развития общество и Президент изберут и как они проявятся на региональном и местном уровнях.
До настоящего времени региональная политика России в целом, и экономическая в частности была непоследовательной и противоречивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверенитета столько, сколько сможете», сегодня — под лозунгом укрепления вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою региональную политику, делая ставку на собственные возможности (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая политика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Томская область в региональной политике ориентируется на развитие нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внимание при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса (АПК).