Мониторинг земель как основа получения оперативной информации об использовании земельных ресурсах

Формирование банков и баз кадастровых данных.

Информационная роль государственного кадастра объектов недвижимости.

Информационное обеспечение системы ГКН

1. Важный итог земельных преобразований в России – становление разнообразных форм земельных отношений, формирование рынка земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости, развитие на этой основе экономической самостоятельности граждан, предприятий и организаций. Переход на экономические методы управления землепользованием в России поставил во главу угла задачи его правового, организационного, технологического и информационного обеспечения.

Рост экономики в немалой степени определяется уровнем организации земельно-имущественных отношений в стране. Одним из наиболее актуальных вопросов в налоговом администрировании РФ сегодня является переход к единому налогу на недвижимость. Реформирование организации земельно-имущественных отношений было начато с принятием Закона "О земельной реформе" (N 374-1 от 23 ноября 1990 года). С этого момента по настоящее время в стране произошел ряд коренных изменений, связанных в том числе с введением института частной собственности, развитием рынка недвижимости, формами и методами управления недвижимостью. Право частной собственности на землю и иную недвижимость гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Впоследствии был принят ряд ключевых законов о земле и недвижимом имуществе, нацеленный на регулирование процессов, происходящих на рынке недвижимости: "Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (1998 г.); "Закон об ипотеке (залоге недвижимости)" (1998 г.); "Закон о государственном земельном кадастре" (2000 г.); "Земельный кодекс" и "Закон о введении в действие Земельного кодекса" (2001 г.); "Закон о землеустройстве" (2001 г.); "Закон о государственных и муниципальных землях" (2001 г.); "Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.); "Закон о кадастре недвижимости" (2007 г.).

Кадастр - важнейшая часть системы управления земельными ресурсами. Исторически сложилось так, что кадастровая деятельность, связанная с получением, обновлением текстовой и графической информации об объектах недвижимости и ее агрегировании, в основном осуществляется государственными органами, поскольку процесс учета и описания объектов недвижимости затрагивает права собственности, фиксируя изменение границ земельных участков, их площади и местоположения. Возложение ответственности за ведение кадастра на государственные органы и организации позволяет осуществлять эту деятельность по единым методам, технологиям и стандартам, достигая тем самым сопоставимости и совместимости всех кадастровых данных, в чем заинтересованы и частные лица, владельцы прав на землю, и общество в целом.

При этом владельцы прав на землю получают следующие преимущества:

· существенно упрощается проведение сделок с землей (становится дешевле и надежнее, что способствует оживлению рынка земли);

· обеспечивается защита прав собственности и других прав (что стимулирует инвестиции и развитие долгосрочного банковского кредитования);

· значительно сокращается число споров и судебных разбирательств, касающихся земли (что приводит к улучшению социальных и межличностных взаимоотношений между людьми).

В свою очередь, государственное ведение кадастра приносит ряд положительных моментов и обществу в целом:

· информация об объектах недвижимости становится основой создания земельно-информационных систем, которые являются эффективными источниками информации о правах собственности и других правах, о кредитах, налогообложении, оценочной стоимости и т.д.

Поскольку земельные участки привязаны к общей системе координат, то и вся информация кадастра может быть географически точно определена. Кроме того, информация об объектах недвижимости может использоваться в сочетании с таким видом информации, как данные о населении, и служить важным средством увеличения государственных доходов благодаря установлению справедливого налогообложения недвижимости.

· появляется возможность совершенствования системы управления земельными ресурсами и использования земель, так как всесторонняя информация об объектах недвижимости, ее владельцах вносит значительный вклад в систему эффективного управления недвижимым имуществом; планирование и регулирование территориального развития позволяют сделать использование земель более рациональным; создается основа для контроля за земельной политикой и т.п.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) создает фундамент для построения эффективной системы государственного управления земельными ресурсами и формирования полноценного рынка недвижимости как одной из составляющих рыночной экономики. Учет в ГКН способствует росту экономики, так как в хозяйственный оборот вовлекаются стоимости объектов недвижимости. Отражение в ГКН официальной информации о недвижимости обеспечивает более эффективную защиту прав собственности, так как в процессе разрешения споров всеми заинтересованными лицами может быть использован только один источник информации. Совершенствование процессов ведения ГКН ведет к развитию бизнеса за счет упрощения регистрации объектов недвижимости. Действенная система ведения ГКН упрощает и ускоряет процедуру получения кредита под залог недвижимости (ипотеки). Объекты недвижимости, включенные в кадастр, идентифицируются широким набором свойств, необходимых для индивидуализации объектов и "работ".

1. Мировой опыт описания и учета объектов недвижимости

М. Мишустин, кандидат экономических наук, руководитель Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости

2. Под информационным обеспечением государственного кадастра недвижимости следует понимать процесс сбора и предоставления обработанной соответствующим образом информации о земельных участках и объектах недвижимости, расположенных на них, о территориальных зонах, об обременениях в использовании земли в целях фиксации в документах кадастра недвижимости, а также обмен информацией между заинтересованными пользователями в соответствии с их информационными потребностями.

Задачами информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости являются:

правовое обеспечение функционирования системы ГКН;

наполнение, ведение и обновление банка данных ГКН, документирование сведений о земельных участках;

предоставление необходимой информации (пакета документов) заинтересованным органам;

анализ эффективности системы земельного кадастра, использования земель;

прогноз развития земельного рынка;

прогноз развития информационного рынка;

прогноз землепользования;

защита информации.

Развитие рынка информационных продуктов и услуг, способных максимально удовлетворить разнообразные информационные потребности, позволило вовлечь информацию (сведения, знания, данные) в товарно-денежные отношения в качестве равноправного товара. В условиях рынка превращение информации в товар обусловило интенсивное развитие автоматизированных информационных ресурсов (различного рода баз и банков данных), также средств удаленного доступа к ним (телекоммуникационных систем).

В целом информационная деятельность призвана способствовать обеспечению доступа граждан и организаций к необходимой им земельно - кадастровой информации; реализовывать возможности воспроизводить и распространять информацию; расширять возможности органов управления, юридических и физических лиц по участию в процессе управления земельными ресурсами.

Пакет документов информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости должен включать:

стратегическую информацию (документы нормативного характера: законы и подзаконные акты, программы и прочие документы, обязательные к исполнению);

оперативную информацию (распоряжения, письма, решения и указания вышестоящих организаций по текущим вопросам использования земельных ресурсов);

тематическую информацию (земельно-регистрационную; земельно-учетную, земельно-оценочеую; материалы межевания земель и пр.);

статистическую информацию (отчет о наличии и распределении земель; данные о земельных платежах, сведения о сделках с землей);

прогнозную информацию (планы развития территорий, прогноз поступления налогов и пр.);

справочную информацию (справочники общего и специального назначения, методические материалы, классификаторы и кодовые словари различного рода описания земельных ресурсов и их атрибутов).

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221,

ГКН – систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: