Различают несколько периодов развития романтизма во Франции. Характеристика. Представители.
Назовите особенности романтизма во Франции (6).
а) Бурная эпоха была по сути своей романтической – эпохой контрастов, выдающихся личностей, конфликтных, исключительных событий. Французам не приходилось выдумывать необыкновенные обстоятельства и неординарных героев, сама жизнь порождала их;
б) Вначале литература была тесно связана с общественными проблемами и даже с политикой. Поэтому эта литература была более приземлена, более социально и публицистично настроена;
в) Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое;
г) Романтический метод во Франции оформился практически одновременно с реалистическим. Расцвет романтизма здесь приходится на 1820–30-е гг., это и эпоха раннего реализма.
Важнейшая теоретическая работа романтизма – Предисловие к драме «Кромвель» В. Гюго – появилась в 1827 г., а первое значительное произведение теоретического плана Ф. Стендаля (трактат «Расин и Шекспир»), затрагивающее вопрос о реализме, – в 1825 г.
Отсюда и тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние двух методов во французской литературе;
д) Французская романтическая литература отличалась особым историзмом, вниманием к историческому процессу, его законам;
е) Первоначально романтизм во Франции воспринимался как «чуждое», «германское» явление.
а) Ранний период (эпоха Первой Республики и Империи) – до1815 г.
Становление романтического метода, дискуссия вокруг него, острая современная социальная полемика.
Представители: Франсуа Рене де Шатобриан; Жермена де Сталь; Бенжамен Констан; Этьен де Сенанкур.
б) Расцвет романтизма (1820–30-е гг.) – включая эпоху Реставрации.
Романтические кружки (самый известный из них – «Сенакль»); активная деятельность журналов, ставших центрами литературной жизни («Глоб», «Французская муза» и др.).
Представители: В. Гюго; Альфонс де Ламартин; Альфред де Мюссе; Альфред де Виньи; А. Дюма; Теофиль Готье; Шарль Нодье.
а) От начала 1820-х – до 1827 гг.: раннее творчество, связанное со становлением его романтического метода. Первые опыты Гюго в поэзии связаны с традицией классицизма. Влияние на становление его эстетических взглядов оказало творчество Шатобриана, Ламартина, В. Скотта.
б) 1827–1838 гг. – раннее романтическое творчество Гюго.
Гюго проявляет себя как критик, поэт, драматург, романист.
Принципы новой – романтической – эстетики он изложил в ставшей знаменитой статье – Предисловии к драме «Кромвель».
в) Творчество Гюго II-ой половины века:
¨ 1848–1870 гг.;
¨ Поздний период – 1871–1885 гг.