Общие принципы построения государственного бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета
Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Госбюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (перераспределение ВВП);
- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);
- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);
- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).
Принципы:
- Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
- Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
- Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
- Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
- Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
- Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
- Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
- Гласность.
- Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.
Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:
n федерального бюджета РФ;
n бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
n местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В основе формирования бюджетов субъектов Федерации лежит принцип межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения по поводу формирования бюджетов м/у органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
В основе межбюджетных отношений лежит бюджетный федерализм. Он строится на следующих принципах:
§ сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
§ самостоятельность бюджетов всех уровней;
§ законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников м/у бюджетами всех уровней;
§ объективное перераспределение средств м/у бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
§ единство бюджетной системы;
§ равенство бюджетов различных уровней.
Межбюджетные отношения и политика бюджетного федерализма лежат в основе бюджетного регулирования.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.
Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.