Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления. Маркетингові стратегії вибору ринку та зростання

Маркетингові стратегії вибору ринку та зростання.

Лекція 18. Маркетингові стратегії.

Забезпечують довгострокову реалізацію цілей фірми та маркетингу. Існує багато різних маркетингових стратегій, це пов'язано з багатоаспектністю маркетингової діяльності. На рисунку 12.6 наведені деякі з маркетингових стратегій.

Стратегії зростання визначають шлях розвитку бізнесу фірми. Традиційно визначають:

Інтенсивний розвиток фірми передбачає досягнення результатів за допомогою кращого використання можливостей ринку та товарів фірми. Для цього застосовують матрицю І.Ансоффа (див. рисунок 12.4).

Таким чином, фірма обирає один із варіантів реалізації цієї стратегії:

- поглиблення впровадження на ринок;

- розвитку товару;

- розширення ринку.

Поглиблення впровадження на ринок фірма забезпечує за рахунок:

- більш інтенсивного споживання постійними покупцями;

- товар почнуть купувати потенціальні клієнти, які раніш нехтували їм або купували товари-аналоги та товари конкурентів.

Розширення ринку передбачає:

- вихід на нові сегменти існуючого ринку (наприклад, дитячий шампунь для дорослих);

- вихід на нові географічні ринки.

Розвиток товару передбачає, що фірма працює над підвищенням привабливості товару:

- покращує його споживчі властивості;

- створює різні модифікації товару;

- розробляє нові різновиди товару.

Це дає можливість підвищити його конкурентоспроможність, можливо підняти ціни на нього та збільшити прибутковість бізнесу.

Происходящие в настоящее время в жизни РБ перемены коснулись человека и его производственной деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце ХIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. ХХ в. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, роль менеджмента возросла.

Современная теория и практика менеджмента в РБ в настоящее время приобретают особое значение по двум главным причинам.

Во-первых, переход экономики Беларуси к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного производственного звена (предприятия). Реальное применение такого опыта на отечественных предприятиях и в объединениях – одна из важнейших задач менеджмента.

Во-вторых, необходимость выхода отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обусловливает потребность глубокого изучения и применения практики менеджмента.

Что же такое «Менеджмент»? Менеджмент возник в Америке с появлением переселенцев. Первоначально он означал умение вести домашнее хозяйство или выполнять какие-либо работы. С развитием общества, экономики понятие «Менеджмента», естественно трансформировалось.

Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность в особого рода деятельности – управленческой. Постепенно М превратился в самостоятельною форму человеческой деятельности – управление государством. И осуществляется эта форма человеческой деятельности специальными людьми – профессиональными менеджерами.

Английское слово «менеджмент», в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.

Термин «менеджмент» по определению является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, фирмы, действующих в рыночных условиях.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов с непосредственным применением принципов, функций и методов экономического воздействия.

Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики, и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением.

Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В этой связи следует иметь в виду, что есть профессии, которые можно освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний их наличие обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Т.е. управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Итак, профессиональный менеджмент, являющийся самостоятельным видом деятельности, предполагает, наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия (либо его подразделения) в целом или определенную сферу (производство, сбыт, финансы). Под хозяйственной деятельностью в функции менеджмента понимается деятельность предприятия, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода.

Эффективное распоряжение имеющимися материальными и трудовыми ресурсами подразумевает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что реализуется посредством эффективного управления, когда группа работников предприятия направляет свои совместные усилия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как механизм принятия управленческих решений.

Непосредственно процесс менеджмента подразумевает реализацию функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда работников и получения результатов, соответствующих целям. Следовательно, менеджмент – еще и умение добиваться поставленных целей, координируя труд, интеллект, мотивы поведения работающих людей. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы работников и организации в целом с целью достижения желаемых результатов.

Выделим основные характерные черты, присущие современному менеджменту:

1 Особый вид управления, присущий рыночной экономике.

Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода).

2 Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

3 Профессиональное управление (вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, разработка нововведений, тактики и стратегии развития организации и т.д.).

4 Система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

5 Наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.

6 Приведенные характеристики показывают, что менеджмент отличается от управления в социалистической экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: