Вопрос 3. Логистический сервис. Рис. 4. Схемы дистрибутивных сетей

Рис. 4. Схемы дистрибутивных сетей

Рис. 3. Схема логистической цепи

Рис. 2. Схема логистического канала

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (рис.3).

Поставщик материального потока Ti Dj Tn Потребитель материального потока

Условные обозначения:

T1,…,Tn - множество транспортно-экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

D1,…,Dm - множество оптовых и розничных посредников

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

На этапе распределительной логистики осуществляются такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партий груза, хранение, комплектование. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

Поставщик и потребитель связанны между собой каналом распределения. После того как из множества различных посредников будет выбраны конкретные участники процесса продвижения продукции от поставщика к потребителю канал распределения можно назвать цепью распределения.

Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть фирмы. Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят от: стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта продукции; логистической стратегии фирмы; видов и параметров материальных (сервисных) пото­ков; продуктовых атрибутов и ряда других факторов.

Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно клас­сифицировать по нескольким признакам.

По числу торговых точек различают:

- интенсивное распределение (относится к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интен­сивно «покрыть» рынок; например, для товаров по­вседневного спроса);

- селективное распределение (относится к незначитель­ному числу торговых точек, рассчитанных на обслужи­вание особых потребностей специального сегмента рынка).

По признаку прямолинейности (то есть количеству звеньев вертикального канала распределения) различают:

- прямую дистрибьюцию (когда производитель осуще­ствляет продвижение и продажу продукции в основном не­посредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж);

- непрямую (косвенную) дистрибьюцию, при которой товары потребителям поступают через систему посредников.

В зависимости от объемов производства (спроса) и типа товаров различают три наиболее распространенные схемы (модели) дистрибутивных сетей (рис. 4).

Использование логистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс, наладить взаимосвязь между предприятием и службами сервиса. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.

Весь перечень работ проводящихся в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы: работы, связанные с предпродажной подготовкой товара; услуги, оказываемые в процессе продажи товаров; сервисное обслуживание проданного товара.

В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например: наличие товарных запасов на складе; использование заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции; обеспечение надежности доставки; предоставление информации о прохождении грузов.

Послепродажные услуги - это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Создание реестра проданных товаров позволяет точно определить перечень качественных товаров, выявлять постоянный брак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь перечень послепродажных услуг должны осуществлять специализированные сервисные службы, имеющие определенный опыт.

Перечень логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического сервисного обслуживания потребителей.

Последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на фирме осуществляется по следующей схеме:

- сегментация потребительского рынка;

- определение наиболее значимых услуг для покупателей;

- ранжирование услуг;

- определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;

- оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;

- установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического сервиса. Расчет данного показателя можно осуществить по следующей формуле:

, (2)

где: - уровень логистического сервиса; - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса; - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а не оказание - с существенными потерями на рынке.

Оптимальное значение уровня сервиса можно найти также сложив затраты на сервис и потери на рынке, вызванные снижением уровня сервиса. Для оценки качества логистического сервиса применяются следующие критерии: надежность поставки; соблюдение указанного в договоре полного время от получения заказа до поставки партии товаров; способность учитывать особые пожелания клиентов (гибкость поставки); наличие запасов на складе поставщика; возможность предоставления кредитов, а также ряд других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: