Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения

Тема. Историография эпохи Возрождения

Лекция 3

Цель. Раскрыть сущность гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения, охарактеризовать взгляды выдающегося политического историка эпохи Возрождения Николо Макиавелли.

Содержание

1. Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения.

2. Николо Макиавелли – выдающийся политический историк эпохи Возрождения.

Основная литература

1. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л., 1964.

2. Косминский Е. А. Историография средних веков. – М., 1963.

3. Хоментовская А. И. Лоренцо Валла — великий итальянский гу¬манист. – М.; Л., 1964.

4. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.

Дополнительная литература

1. Ревякина П. В. Из истории этических учений эпохи Возрождения. – Вестк. Моск. ун-та. Сер. История, 1962, № 2.

2. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / Сост. М. А. Гуковский. – М., 1963.

3. Макиавелли Н. «Государь» и «Рассуждения на первые три книги Тита Ливия». – СПб., 1869.

4. Макиавелли Н. История Флоренции. – Л., 1973.

5. Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макиавелли. — В кн.: Макиавелли Н. История Флоренции, с. 370.

В результате сдвигов в социально-экономической структуре феодального общества, заключавшихся в развитии городского хозяйства и его перерастании в хозяйство раннекапиталистическое, возникает новая культура. Эта культура уже в XIV в, проявляется в Италии, а во второй половине XV—XVI вв. рас­пространяется на другие страны Европы. В своеобразной форме и в относительно слабой степени она наблюдалась и в России. Поскольку для деятелей новой культуры характерен повышенный интерес к античности, которую они противопоставляли средне­вековью, эпоха получила наименование Возрождения, хотя новая идеология и культура отнюдь не ограничивались возрождением античных традиций.

Возрождение было связано с развитием городов и возникно­вением капиталистического уклада. Однако, новая культура обслуживала не только бюргерство и нарождавшийся класс буржуазии, но и феодальную верхушку общества. Здесь следует отметить, что эпоха Возрождения породила и ранний утопиче­ский социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, идеи которых отражали интересы угнетенных народных масс. Таким образом, по своей социальной направленности идеология Воз­рождения была сложной и не вполне однородной.

Новая идеология проникала в различные области общест­венной жизни: право, этику, политику, естественные и общест­венные науки, в частности историографию, литературу и искус­ства. В разной степени они были обусловлены классовыми интересами. Если в правовой сфере классовые интересы прояв­лялись особенно интенсивно, то в искусстве и точных науках — сравнительно слабо, хотя борьба с теологическими концепциями и здесь приобрела социальный смысл. Это обстоятельство необ­ходимо учитывать, чтобы понять, почему те или иные идеи Возрождения могли отвечать интересам разных классов.

Была сломлена духовная диктатура церкви, и вместо господствовавшей в эпоху средневековья теоцентристской картины мира была выдвинута новая — антропоцентристская. Не бог, а человек был поставлен в центр мироздания. От латинского homo (человек) и studia humana (светские науки) новое мировоззрение получает наиме­нование — гуманизм.

В XV-XVI вв. Англия, Франция и Испания становятся едиными государствами, в сущности основанными на националь­ности. Италия и Германия еще долго будут оставаться раз­дробленными, но стремление к преодолению феодальной раз­дробленности, усилившееся по сравнению с прошедшей эпохой, стремление к сильной власти, способной преодолеть внутренние междоусобицы и защитить государство от иноземных нашествий, эти стремления были характерны и для итальянских, и для немецких гуманистов. Развитие современных европейских наций, складывание современных национальных литературных языков и развитие национального сознания — вот существенные особен­ности политической жизни эпохи Возрождения. Существенной особенностью политических и правовых воззрений эпохи Воз­рождения была защита свободной частной собственности и ис­пользование в целях этой защиты римского права.

Мораль гуманистов была глубоко чужда средневековой про­поведи аскетизма. Они провозглашали идеал свободной, все­сторонне развитой личности и настаивали на ее ценности. Выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла высту­пил с трактатом «О наслаждении», в котором доказывает, что истинное благо — это наслаждение. Валла считает недопустимым противопоставление греховных земных благ истинному небес­ному благу и решительно восстает против христианского аске­тизма. Этические идеи Лоренцо Баллы не во всем совпадали с идеями других гуманистов, но чуждое аскетизму признание за человеком права наслаждаться земной любовью, красотой природы и искусства, научным творчеством и общением с себе подобными характерно для этики Возрождения. Великий фран­цузский писатель первой половины XVI в. Рабле, в соответствии с передовыми идеями своего времени, говорил, что каждый че­ловек вправе быть человеком, как его создала природа, и не должен убивать в себе человеческое естество.

Глубоким интересом к человеку характеризуется литература и искусство эпохи Возрождения. Говоря о произошедшем в это время перевороте в живописи, Анатоль Франс вывел в своем остро сатирическом «Острове пингвинов» благочестивого художника средневековья, который задохся от одного предчувствия, как будут изображать святых новые художники Возрождения: «Они придадут изображениям пагубные сходства с живым су­ществом, оденут их плотью. У святых появятся тела, под одеж­дой будут чувствоваться человеческие формы. У святой Магда­лины будут женские груди, у святой Марфы — живот, у святой Варвары — бедра, у святой Агнесы — ягодицы... Апостолы, про­поведники, ученые-богословы и сам бог отец предстанут в обра­зах непотребных стариков, словно мы, грешные...».

В области естественных наук Возрождение ознаменовалось утверждением эмпирического познания вместо схоластики. На­помним гелиоцентрическую систему, выдвинутую Николаем Ко­перником (1473-1543 гг.) и развитую Джордано Бруно (1548-1600 гг.). А Галилео Галилей (1564-1642 гг.), который кроме огромного вклада в астрономию заложил основы современной динамики... Вместе с другими великими учеными своего времени, эти гиганты мысли и подвижники науки разрушали религиозные мифы о мироздании.

Эмпиризм и отказ от религиозной схоластики в естество­знании должны были дать толчок изучению реальной жизни и отказу от религиозных фантазий в области исторического познания. Подобно ученым античного мира, гуманисты полагали, что история — учитель жизни и с этой точки зрения особенно Необходима государям и военачальникам. При этом гуманисты пошли гораздо дальше ученых античного мира в деле анализа и обобщения исторических фактов и в деле извлечения из этих фактов политических уроков.

Важнейшим достижением гуманистов в области историогра­фии является их отход от провиденциализма, возвращение к принципам античного прагматизма и дальнейшее развитие этих принципов. Античные историки усматривали причины исто­рических событий в человеческой природе, в свойствах, характе­рах и стремлениях людей, хотя богам и особенно судьбе они отводили немалую роль. Великим достижением историографии эпохи Возрождения было то, что промысел господен переставал трактоваться как источник исторических событий, а вера в судьбу или в слепой случай была поколеблена.

Гуманизм в историографии проявлялся и в том, что собы­тия прошлого (как и настоящего) начали оцениваться с точки зрения земных, а не небесных интересов. Если средневековое церковное мировоззрение считало человеческую историю стран­ствием по темной долине к полному света и жизни духовному миру будущей жизни, если аскетическая идея сверхчувственного царства божия была основой средневековой культуры, если земную жизнь вместе с браком, семьей, богатством и имением, наукой и искусством средневековое мировоззрение считало более или менее греховным, а отрицание земных благ провозглашалось высшей добродетелью, то гуманизм, наоборот, оценивал исто­рические события с точки зрения их соответствия интересам и благу людей.

Гуманисты отбросили периодизацию истории по четырем мо­нархиям и идею «вечного Рима», которая была использована в целях возвеличивания Германской империи или Московского государства.

Историки-гуманисты заботливо устраняют из своего повест­вования мифы, легенды, чудеса, все, что не поддается рацио­нальному объяснению. Отсюда критицизм, отразившийся на подходе к историческому источнику. Говоря о развитии гума­нистами исторического источниковедения, нужно прежде всего остановиться на уже упомянутом Лоренцо Валла, который под­верг уничтожающей критике один из основополагающих доку­ментов папства — «Донацию» (Дар) Константина. Документ этот извещал о крещении императора Константина после его мнимого исцеления от проказы папой Сильвестром І. В благодарность богу и его представителю на земле — папе Константин передает последнему власть в Риме, в Италии и западных провинциях, а сам переносит свою столицу в Византию.

В период борьбы неаполитанского короля с папой Лоренцо Валла написал свой памфлет «О подложном даре Константина». В нем он доказывает невероятность такого дарения с точки зрения психологии государей, готовых пойти на любое преступ­ление, чтобы сохранить и расширить свою власть. Валла обращается к латинским и греческим историкам времени Константина и убеждается в том, что в их произведениях нет никаких упоминаний о даре. Далее, Валла доказывает, что «Константинов дар», документ, якобы данный византийским императором Кон­стантином,— фальшивка, составленная через несколько столетий после смерти Константина. При этом используются данные фи­лологии (язык документа поздний) и данные палеографии и археологии (в частности, отсутствие папских монет). Валла изобличает составителей подложного документа в незнании эпохи Константина и в нагромождении нелепостей и несообраз­ностей в тексте документа.

Памфлет Лоренцо Валлы сыграл крупную роль в борьбе с папством. Он даже понудил Римскую церковь отказаться от «Константинова дара» для обоснования своих претензий на светскую власть. Памфлет представляет собой и выдающийся научный историографический интерес, ибо является первым зрелым памятником источниковедческой критики. Доказывая подложность «Константинова дара», Лоренцо Валла пользуется и такими приемами, которые никак не входят в арсенал совре­менного источниковедения, но типичны для историков-гуманистов XV в. Если бы, что, впрочем, невероятно, Константин и заду­мал подарить папе Рим, его сыновья, близкие и друзья обра­тились бы к нему со словами: «Неужели ты, который прежде был столь любящим отцом, теперь лишишь своих сыновей наслед­ства, разоришь и отвергнешь их?» И включив в свое произве­дение мнимую речь родных Константина, Лоренцо Валла затем ставит вопрос: «Неужели Константин, если только не считать, что он был вовсе лишен человечности, не был бы тронут этой речью?» Далее приводится такая же вымышленная речь ора­тора, которого призвали бы сенат и римский народ, чтобы убе­дить императора в недопустимости дара.

Включение в историческое, повествование правдоподобных, но вымышленных речей было результатом характерного для многих гуманистов XV в. увлечения риторикой (ораторским искусством, красноречием). Увлечение это приводило поборни­ков риторики к включению в историческое повествование на­пыщенных речей и красивых фраз. Риторика была распростра­нена задолго до XV в., но в эпоху Возрождения она получила такое распространение, что автор ценного курса «Историография средних веков» Е. А. Косминский, говоря о гуманистической историографии в Италии, выделил специальный раздел для ри­торической школы, противопоставив ей политическую школу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: