Внешнеторговая политика государств
Внешнеторговая политика – это комплекс мер со стороны государства по регулированию торговых отношений и связей с другими странами, оптимизирующих участие страны в международном разделении труда. Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (Рис. 3.3).
Рис 3.3. Внешнеторговая политика и ее инструменты
Традиционный протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.
На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.
Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно–технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.
В периоды серьезных обострении отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие.
1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.
2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.
3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.
4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар, причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.
5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.
Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма.
1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.
4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Тарифы на импорт, или импортная пошлина, – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.
Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли – величина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.
Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.
Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.
1. Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).
2. Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения).
3. Комбинированные таможенные пошлины, размер налога устанавливается при сочетании методов обложения.
В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:
1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг – практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны–экспортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.
2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.
3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен Сроками движения подобных товаров.
По характеру оформления различают автономные, конвенционные и преференциальные таможенные пошлины.
Введение автономных пошлин является результатом односторонних решений законодательных органов государственной власти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующими министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.
Введение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
Специфическими в ряду таможенных пошлин являются преференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран.
Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно–импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).
Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям.
Экспортно–импортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.
В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны–экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.
Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно–технические и валютные ограничения импорта товаров.
К санитарно–техническим ограничениям относятся следующие их виды:
- обязательное соблюдение национальных стандартов;
- сертификаты качества импортной продукции;
- требования к специфической маркировке и упаковке товаров;
- требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения.
Санитарно–технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.