Ответственность за сохранность груза

Транспортные предприятия несут ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи его получателю или передачи согласно Правилам другому предприятию. В соответствии со ст.113 Устава железных дорог Украины, ст.ст.91, 92 Воздушного кодекса Украины, ст.176 Кодекса торгового мореплавания Украины, ст.133 Устава автомобильного транспорта гражданско-правовая ответственность наступает в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения принятого к перевозке груза, багажа, грузобагажа.

Утрата груза имеет место в случае кражи или уничтожения, а также невозможности для перевозчика выдать груз получателю в установленный срок.

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю:

1) на автомобильном транспорте:

- в городских и пригородных перевозках- в течение 10 дней со дня приема груза к перевозке;

- в междугородных перевозках– 30 дней после окончания срока доставки:

- в прямом смешанном сообщении– по окончании 4 месяцев со дня приема его к перевозке.

2) на воздушном транспорте:

- в течение 10 дней после окончания срока доставки;

3) на железнодорожном транспорте:

- 30 суток с момента окончания срока доставки;

- в прямом смешанном сообщении– по окончании 2 месяцев со дня приема груза к перевозке;

4) на речном транспорте

– 30 дней с момента окончания срока доставки;

– в прямом смешанном сообщении– по окончании 4 месяцев со дня приема его к перевозке первоначальным транспортным предприятием.

Порчей груза считается несоответствие качества доставленного в пункт назначения груза его первоначальному качеству, определенному в транспортных документах. Порча– это необратимый процесс химического или биологического изменения груза, который может привести к полной невозможности использования его по назначению. Экономические последствия порчи груза равнозначны его утере.

Повреждением груза признается нарушение целостности предмета перевозки, его механические изменения (поломка, разрушение, утрата части, составляющей единое целое). В отличие от порчи повреждение допускает возможность исправления, устранения вредных последствий.

За не обеспечение сохранности груза при перевозке транспортные предприятия несут ответственность в размере фактических убытков, а именно:

- за утрату или недостачу– в размере действительной стоимости утраченного груза или его недостачи;

- за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности, если перевозчик докажет, что объявленная ценность выше действительной,- в размере действительной стоимости;

- за порчу и повреждение– в размерах той суммы, на которую была снижена его стоимость. Стоимость груза определяется из цены, указанной в транспортных документах, а в случае их отсутствия – исходя из средней стоимости такого же товара в том же месте на то же время, где и когда осуществляется возмещение убытков, если иное не предусмотрено договором перевозки.

Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи груза транспортное предприятие возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в стоимость утраченного груза.

Т.о. гражданско-правовая ответственность на транспорте является ограниченной, что предусматривает возмещение виновной стороной прямых действительных убытков в сумме, не превышающей стоимости всего утраченного груза.

Закрепляя принцип презумпции вины перевозчика, законодатель дает ему возможность опровергнуть свою виновность, доказать, что это случилось вследствие обстоятельств, от него не зависящих, которые он не мог предотвратить. В таких случаях перевозчик освобождается от ответственности, а именно:

- действия непреодолимой силы;

- таких недостатков тары, упаковки, которые невозможно было выявить при приемке груза к перевозке или применение тары, не отвечающей качествам товара или стандартам и на которой отсутствуют следы повреждения во время перевозки;

- сдача груза без указания его особенных качеств, которые требуют особых условий для обеспечения его сохранности при перевозке;

- загрузка отправителем в неподготовленное, не очищенное или неисправное транспортное средство, которое было перед этим выгружено тем же отправителем;

На морском транспорте кроме перечисленных случаев учитывается:

-возникновение опасности и случайностей на море и иных судоходных водах;

- пожара, который возник не по вине перевозчика;

- действий или распоряжений властей;

- военных действий, террористических актов;

- забастовок или иных обстоятельств, которые создали остановку или ограничение работ полностью или частично, а также иные обстоятельства, предусмотренные ст.176 КТМ Украины.

В указанных случаях перевозчик обязан доказать наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и последствиями в виде недостачи, повреждения, порчи груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: