История развития научной психологии

знать:

· этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки;

· основные направления психологии в XX веке: отечественная психология (культурно-историческая концепция, психологическая теория деятельности), бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология.

уметь:

· выделять концептуальные положения направлений психологии.

Традиционно выделяют четыре этапа становления психологии как науки.I этап - донаучная психология, буквально, наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап философский – психология как наука о сознании. Термин появляется в философии в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Сознание объясняется как способность думать, чувствовать, желать. Основным методом изучения сознания стал метод интроспекции - наблюдение человека за самим собой и описание выявленных фактов. III этап преднаучный – психология как наука о поведении, формируется в конце XIX, начале XX века. Основной задачей психологии на данном этапе стали различные эксперименты, позволившие научно наблюдать за поведением, поступками и реакциями человека. IV этап научный – начало XX – XXI век - психология как наука, изучающая объективные закономерности проявления психики.

Рассмотрим исторические этапы формирования психологии как науки.

Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его мнению, все вещи состоят из бесчисленного множества движущихся в пустоте атомов. Демокрит отрицал бессмертие души. По Платону истинным бытием обладают идеи, а материя — функция идеи. Рассуждая о бессмертии души, Платон понимал ее как особую сущность, не выводимую из материального, как невидимую часть некой мировой души. Первый психологический трактат «О душе» принадлежит Аристотелю. Он определял душу как функцию тела. Европейские ученые в период инквизиции воспринимали душу как сверхъестественное начало и всецело подчинялись задачам богословия. В XVII веке активно развивались философия и естественные науки. Внутренний мир человека рассматривается сквозь призму сознательного (Декарт) и бессознательного (Лейбниц). Декарт утверждал, что самое первое, что человек обнаруживает в себе, — это собственное сознание. Наличие сознания — факт. Лейбниц выдвинул в психологии понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни. Задачами психологии стали анализ содержания сознательного и бессознательного в человеке. Ученые исследоавли не только «поле сознания», неоднородное по содержанию, содержащее ясную и отчетливую центральную область, но и «поле внимания» (иначе именуемое «фокус сознания), за пределами которого находится неотчетливая, смутная область — «периферия сознания». В. Джеймс ввел понятие «поток сознания», описывающее его движение, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Невозможно остановить поток сознания, а минувшее состояние сознания никогда не повторяется снова. Впечатление об объекте внимания не может быть тождественным самому объекту. В. Вундт обратил внимание на ритмичность сознания. При этом исследователь заметил, что ритм может быть организован произвольно и непроизвольно. К простейшим элементам сознания В. Вундт относил его объективные элементы (отдельные впечатления), а также субъективные элементы (чувства). В 1879 году в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Эту дату принято считать становлением психологии как экспериментальной науки. В России подобную лабораторию организовал в 1885 году в Казани В. М. Бехтерев. Во второй половине XIX века П. Бугер, Э. Вебер, Г.Т. Фехнер, С. Стивенс, проводили эксперименты по количественной оценке психологических явлений. Это привело к открытию и формулировке ряда законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. В XX веке использование математических моделей и расчетов получило широкое распространение в самых разных отраслях психологии. К концу первой четверти XX столетия развитие психологии сознания по ряду причин замедлилось. Исследователей интересовали исключительно ощущения людей, которые вызывались определенными объектами, и качества этих ощущений. По мере расширения круга исследований стали вскрываться серьезные трудности и проблемы. Регулярное применение интроспекции выявило внечувственные, или безобразные, элементы сознания. В психологии возник научный кризис. В период кризиса психологии начала XX века сформировались несколько влиятельных школ (направлений) психологической науки, такие как психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: