Психика, организм, поведение и деятельность

Предметные направления психологической науки

К основным направлениям психологической науки следует отнести социальную и педагогическую психологию, а также возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию, психофизиологию и дифференциальную психологию. Социальная психология обращена к изучению социально-психологических проявлений личности человека, анализирует его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и пр. Педагогическая психология направлена на исследование закономерностей развития личности в образовательном процессе. Закономерностями развития нормального здорового человека, психологическими особенностями и закономерностями, присущими каждому возрастному периоду — от младенчества до старости — занимается возрастная психология. В психологической науке выделяется и ряд отраслей, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности человека. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная и космическая психология анализируют психологические особенности деятельности летчика или космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Клиническая психология исследует проявление и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека. Входящая в нее патопсихология изучает отклонения в развитии психики и распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология исследует физиологические основы психической деятельности. Предметом исследований дифференциальной психологии являются индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (психические проблемы формирования личности преступника). Далее разработаны: военная психология, психология профессиональной деятельности, психология рекламы, психология религии, экологическая психология и др.

знать:

· строение, функционирование и свойства нервной системы человека;

· связь психики и мозга;

· понятие о деятельности и поведении;

· о содержательной и операционально-технической сторонах деятельности;

уметь:

· выделять потребности, мотивы, цели деятельности.

В связи с тем, что любое психическое явление (процесс, состояние или свойство) связаны с работой центральной нервной системы необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека. Нервная клетка с ее периферией представляет из себя морфологическую единицу нервной системы — «нейрон». Вся нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервные волокна). Обе системы обеспечивают реакцию живого организма на физические и химические изменения окружающей среды. Стимулы, внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т. д.), вступив во взаимодействие со специальными чувствительными клетками (рецепторами), преобразуются в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Возникшие нервные импульсы передаются по периферической нервной системе в спинной и головной мозг, где вырабатываются командные импульсы, передающиеся по моторным нервным волокнам к мышцам и железам. Интеграция внешнего воздействия с соответствующей при­способительной реакцией организма является важнейшей функцией нервной системы. В отличие от других живых существ человек, столкнувшись с болевым стимулом (укол, ожог, холод и т. д.), не только непроизвольно отдернет руку, но, ощутив этот «стимул», эмоционально оценит его: испугается, рассердится, рассмеется и пр. Это касается рефлексов, замыкающихся на более высоком уровне, которые имеют определенные участки коры головного мозга, связанные с нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы. В больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в центральных отделах, но и по периферии, в виде так называемой коры головного мозга. Вследствие переработки центральной нервной системой воздействий различных видов энергии на разные органы чувств возникают ощущения. Различные виды энергии поступают на рецепторы как физические стимулы, преобразуются, передаются далее в центральную нервную систему и окончательно переработанные превращаются в ощущения в коре головного мозга (осознаваемые ощущения). Если говорить о неосознаваемых ощущениях, то, вероятно, связанная с ними информация не достигает коры головного мозга, однако может вызвать отчетливую непроизвольную автоматическую реакцию организма. В целом физиологический механизм формирования осознаваемых и неосознаваемых ощущений предстает как ежесекундное воздействие разнообразных стимулов на многочисленные интеро- и экстерорецепторы, причем лишь незначительная часть стимулов вызывает в них реакции. Попадая на специализированные рецепторы и возбуждая их, стимулы обусловливают преобразование рецепторами своей энергии в нервные импульсы, которые несут в себе в виде некоего кода информацию о жизненно важных параметрах стимула. Затем импульсы попадают в центральную нервную систему и на разных уровнях спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга поэтапно многократно перерабатываются. Переработанная, отфильтрованная и отсеянная в коре головного мозга информация достигает проекционных зон коры и порождает ощущения соответствующей модальности. Ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, помогают информации, представленной на уровне отдельных ощущений, интегрироваться в образы. Восприятие как психофизиологический феномен приводит к формированию образа, что предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от активности, объема перерабатываемой информации и существенности признаков о свойствах воспринимаемого предмета различают зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Каждое из них характеризуется доминированием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного (кожного), мышечного. Основные структуры головного мозга принимают участие в познавательных и эмоционально-мотивационных процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: