Основные категории педагогики. знать: основные категории педагогики

знать: основные категории педагогики.

уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

К основным категориям педагогики относятся: образование, воспитание, самовоспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая технология.

Образование — понимается как ценность развивающегося человека и общества, как процесс обучения и воспитания человека, как результат этого процесса, а также как система, в которой осуществляется обучение и воспитание людей. Вся совокупность образовательных (учебных и воспитательных) учреждений представляет систему образования конкретного города, региона и страны в целом..

Воспитание — это процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Функции воспитателя состоят в передаче опыта, накопленного человечеством. Воспитание должно вводить в мир культуры, давать стимул к самовоспитанию. Правильно организованный процесс воспитания помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

Самовоспитание — сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознаваемыми целями, идеалами, личностными смыслами.

Обучение — это целенаправленный, двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающихся, предполагающий передачу и усвоение знаний. Деятельность преподавателя при этом заключается в преподавании, а деятельность учащихся — в обучении. Педагог в процессе обучения должен целенаправленно передавать знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководить процессом усвоения знаний, навыков и умений; создавать условия для развития личности обучающихся (памяти, внимания, мышления).

Ученик должен учиться, то есть овладевать передаваемой информацией и выполнять учебные задания с помощью педагога (совместно с одноклассниками или самостоятельно); предпринимать попытки самостоятельно наблюдать, сравнивать; проявлять инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации; заниматься самообразованием.

Педагогическая деятельность можно рассматривать в двух различных аспектах. Во-первых, как решение педагогических задач, поскольку педагогическая деятельность является совместной (субъект—субъект или человек — человек) и, следовательно, определяется законами взаимодей­ствия учителя и ученика. Во-вторых, как особый вид общественно-полезной деятельности взрослых, направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями.

Педагогическая система. Н. В. Кузьмина называет пять структурных и пять функциональных компонентов системы.

Структурные компоненты: цель, информация, средства педагогического воздействия, учитель и ученик.

Функциональные компоненты системы:

1. гностический, относящийся к сфере знаний педагога: знание своего предмета и способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся;

2. проектировочный, содержащий представления о перспективных целях обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения;

3. конструктивный, представляющий особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания — урок, занятие, цикл занятий;

4. организаторский;

5. коммуникативный, включающий особенности коммуникативной деятельности преподавателя.

Педагогическая технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение — и logos — слово, учение) - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе и нацеленных на достижение гарантированного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: