Педагогика как наука

РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

знать: предмет, задачи, функции педагогики как науки, место педагогики в системе других наук.

Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Педагогика исследует проблемы, которые касаются изучения сущности и закономерностей развития и формирования личности, а также их влияния на воспитание. Кроме того, педагогика изучает проблемы: определения целей восприятия; разработки содержания воспитания; исследования и разработки методов воспитания.

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики является целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Это система педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Это развивающийся в результате воспитательных отношений человек. Предмет – это способ видения объекта с позиции данной науки. Предмет педагогики как области научного познания — воспитание, особая функция общества, поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. К предмету педагогики относят целостный педагогический процесс, затрагивающий направленное развитие и формирование личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогической науки:

- выяснение закономерностей процесса воспитания и образования;

- разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов;

- выявление рациональных связей теории и практики;

- поиск способов и точек взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

- изучение и обобщение опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами; и др.

Функции педагогики: теоретическая, прогностическая, проективно-конструктивная.

Теоретическая функция состоит в решении следующих задач педагогической науки:

- теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса обучения, воспитания и развития;

- анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта — результат, на который нацелена аналитическая функция.

Прогностическая функция должна обеспечить научно обоснованное целеполагание, планирование и развитие системы воспитания; оснастить эффективное управление образовательной политикой необходимыми данными.

Проективно-конструктивная функция заключается в разработке новых педагогических технологий (содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения), педагогических систем; в формировании основ инновационной педагогической деятельности; во внедрении ре­зультатов педагогических исследований в практику. Данная функция проявляется и в научно-методическом обеспечении управления образовательными структурами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: