Эффективность профессиональной деятельности
Эффективность учебных занятий 85% и выше | Эффективность учебных занятий 65-84% | Эффективность учебных занятий 45-64% |
Работа на высшем уровне требований | Работа на среднем уровне требований | Работа на низшем уровне требований |
Фактический уровень обучения 64-100% | Фактический уровень обучения 36-63% | Фактический уровень обучения менее 36% |
Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше | Рейтинг преподавателя 3,8-4,3 | Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла |
Количество баллов 100 | Количество баллов 75 | Количество баллов 50 |
Таким образом, мы видим, что профессиональные качества педагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педагогической деятельности.
Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относить к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).
Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других).
|
|
Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер».
знать: основные требования к коммуникативной культуре педагога
уметь: определять стиль педагогического общения
Педагогическое мастерство — это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство достигается совокупностью следующих условий:
1) наличием профессионально значимых личностных качеств;
2) педагогической и общей эрудицией и готовностью к самосовершенствованию и самообразованию;
3) педагогическим сознанием в единстве с сформированными позитивной личностной и профессиональной;
4) владением педагогической технологией и техникой:
— современными образовательными и воспитательными технологиями;
— методикой обучения и воспитания;
— техническими средствами обучения и современными информационными технологиями обучения и воспитания;
— речью; а также умением: общаться; управлять своим поведением и своими реакциями; управлять собой как инструментом педагогического воздействия и взаимодействия.
Мастер от не мастера, как убедительно доказала Н.В. Кузьмина, отличается главным образом тем, что мастер знает и умеет. Не мастер не предполагает, какой должна быть последовательность педагогических действий. Мастер обычно знает, какие действия приводят к положительному результату. Первый подчас ограничивается поверхностным знанием детей, а второй изучает особенности коллектива. Главная отличительная особенность его деятельности заключается в том, что он опирается на знание психологии детей, которое сказывается и в применении многообразных методов воспитания и обучения на практике, и в создании новых методов, и в предвидении возможных последствий их применения. Знание психологии детей позволяет мастеру при решении педагогических задач проявлять больше творчества, при этом в последовательности педагогических действий допускать меньше случайностей. Таким педагогам присуща творческая активность.
|
|
Можно сделать вывод о том, что основой мастерства являются прежде всего фундаментальные знания и выработанные на их основе умения, безусловно выступающие в тесном единении с личностными качествами учителя и его способностями к творчеству.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты со студентами. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении студентов способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие в его установках на отдельных студентов - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов. Другими словами, не он сам, а студенты диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам.
"Сверхреактивный" педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.
|
|
Основные принципы новой модели педагогики.
1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.
- Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.
- Рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".