Преподаватель в структуре межличностных отношений
Психологические черты личности как индивидуальности
Карта профессионально значимых качеств преподавателя (по В.П. Симонову)
| Оптимальный уровень | Допустимый уровень | Критический уровень |
| Сильный уравновешенный тип нервной системы | Сильный неуравновешенный тип нервной системы | Слабый инертный тип нервной системы |
| Тенденция к лидерству | Властность | Деспотизм |
| Уверенность в себе | Самоуверенность | Самовлюбленность |
| Требовательность | Непримиримость | Жестокость |
| Добросердечие и отзывчивость | Недостаточная самостоятельность | Чрезмерный конформизм |
| Гипертимность | Педантичность | Возбудимость и демонстративность |
| Эмотивность | Застреваемость | Тревожность и дистимность |
| Преобладание демократического общения | Преобладание авторитарного стиля общения | Преобладание либерального стиля общения |
| Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам | Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами | Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов |
| Стремление к сотрудничеству с коллегами | Стремление к соперничеству с коллегами | Постоянные приспособления и компромиссы |
| Нормальная самооценка | Заниженная самооценка | Завышенная самооценка |
| Уровень изоляции в коллективе равен 0 | Уровень изоляции в пределах 10% | Уровень изоляции в коллективе более 10% |
| Широкая эрудиция и свободное изложение материала | Знание только своего предмета | Работа только по конспекту |
| Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся | Знание возрастной и педагогической психологии учащихся | Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии учащихся |
| Темп речи – 120 -130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность | Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующими исправлениями | Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов |
| Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты | Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов | Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика |
| Обращение к учащимся по имени | Обращение к учащимся по фамилии | Постоянное безадресное обращение к обучаемым |
| Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость | Чуть замедленные реакции и находчивость | Отсутствие находчивости, слабая реакция |
| Умение четко формулировать конкретные цели | Умение определять только общие цели | Отсутствие умений четкого целеполагания |
| Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу | Умение организовать работу большинства учащихся | Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства |
| Проверяет степень понимания учебного материала всегда | Проверяет степень понимания учебного материала периодически | Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |






