Речевое событие, дискурс, речевая ситуация
В исследованиях по лингвистической прагматике выделяют следующие единицы общения: речевое событие, речевую ситуацию и дискурс.
Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.
Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.), т.е. текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс - это различные виды речевой практики, например, обычный повседневный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.
Речевое событие, таким образом, включает три основных компонента:
· речевую ситуацию;
· дискурс;
· словесный текст (речевое произведение).
Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.
Речевая ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в общении: помогает понять смысл сообщения, соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий, например, времени, лица, значение местоимений. Ситуация помогает правильно понять функцию и косвенные смыслы высказывания.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необ-ходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.
В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу различных наук, изучающих общение: психологию, логику, этику, теорию информации, лингвистическую прагматику.
В учебнике О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной "Речевая коммуникация" (М.: Инфра-М, 2001) под речевой стратегией понимается "осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения" (С. 208).
В учебном пособии Е.В. Клюева "Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия" (М.: Рипол классик, 2002) под коммуникативной стратегией понимается "совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели" (С. 18).
Коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.
Е.В. Клюев предлагает также понятие коммуникативной перспективы, которую он рассматривает как "возможность вызвать желаемые последствия в реальности" (Там же, с. 19).
По Е.В. Клюеву, "рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов", составляет коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная тактика рассматривается Е.В. Клюевым "в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия" и соотносится с набором коммуникативных намерений (С. 19).
Коммуникативное намерение трактуется "в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели" (Там же).
Коммуникативный опыт в пособии Е.В. Клюева понимается как "совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий" (Там же).
Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:
· ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");
· "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");
· "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");
· "уступка" дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");
· "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");
· "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").
И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:
· открытое - закрытое общение;
· монологическое - диалогическое;
· ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.
Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
- если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";
- в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами)".
(Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000, С. 177-178.)