double arrow

Риторика и лингвистическая прагматика

Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, как и любой другой речи, зависит от того, в какой степени высказывания соотносятся с ситуацией.

Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практики. В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:

· говорящий;

· адресат;

· исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);

· цель сообщения;

· развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);

· контекст и ситуацию общения;

· межличностные отношения участников общения.

Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.

Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.

Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.

В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:

· явные и скрытые цели высказывания;

· речевые стратегии и типы речевого поведения;

· правила коммуникативного сотрудничества;

· косвенные смыслы высказывания (намеки, иносказания);

· оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;

· отношение говорящего к предмету высказывания.

В связи с адресатом речи изучаются:

· правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;

· воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;

· типы речевого реагирования.

В связи с отношениями между участниками рассматриваются:

· формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);

· социально-этикетная сторона речи.

Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.

Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.

В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов, в соответствии с которой выделяются:

· информативные речевые акты (сообщения);

· предписывающие речевые акты;

· речевые акты принятия обязательств;

· речевые акты, выражающие психологические состояния;

· декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).

Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.

Для информативных актов важны следующие условия:

· способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
1) с точки зрения их значимости,
2) с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);

· готовность адресата принять сведения.

Для предписывающих актов существенны такие условия:

· единство участников общения во взгляде на:
1) социальные роли друг друга,
2) уровень конвенциональности ситуации;

· способность говорящего представить себе возможности адресата;

· способность адресата осознать мотивы говорящего.

Для речевых актов принятия обязательств важны:

· наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;

· способность говорящего трезво оценивать свои возможности.

Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями:

· как единство участников общения в оценке конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);

· единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю.

Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию (Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М.: Рипол классик, 2002. С. 289-290).

Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника.

В лингвистической прагматике уделяется большое внимание структуре коммуникации, которая изображается с помощью различных схем. Е.В. Клюев предлагает следующую схему:

адресант   адресат
  контакт > референт > код  

(Клюев Е.В. Речевая коммуникация. С.13.)

В учебнике "Речевая коммуникация" О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной приводится следующая модель речевой коммуникации (С. 14):

отправитель > сообщение > получатель
  информация   информация  
кодирование       декодирование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: