Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, как и любой другой речи, зависит от того, в какой степени высказывания соотносятся с ситуацией.
Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практики. В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:
· говорящий;
· адресат;
· исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
· цель сообщения;
· развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
· контекст и ситуацию общения;
· межличностные отношения участников общения.
Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.
|
|
Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.
Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.
В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:
· явные и скрытые цели высказывания;
· речевые стратегии и типы речевого поведения;
· правила коммуникативного сотрудничества;
· косвенные смыслы высказывания (намеки, иносказания);
· оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;
· отношение говорящего к предмету высказывания.
В связи с адресатом речи изучаются:
· правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;
· воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;
· типы речевого реагирования.
В связи с отношениями между участниками рассматриваются:
· формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);
· социально-этикетная сторона речи.
Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.
Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.
|
|
В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов, в соответствии с которой выделяются:
· информативные речевые акты (сообщения);
· предписывающие речевые акты;
· речевые акты принятия обязательств;
· речевые акты, выражающие психологические состояния;
· декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
Для информативных актов важны следующие условия:
· способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
1) с точки зрения их значимости,
2) с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);
· готовность адресата принять сведения.
Для предписывающих актов существенны такие условия:
· единство участников общения во взгляде на:
1) социальные роли друг друга,
2) уровень конвенциональности ситуации;
· способность говорящего представить себе возможности адресата;
· способность адресата осознать мотивы говорящего.
Для речевых актов принятия обязательств важны:
· наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;
· способность говорящего трезво оценивать свои возможности.
Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями:
· как единство участников общения в оценке конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);
· единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю.
Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию (Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М.: Рипол классик, 2002. С. 289-290).
Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника.
В лингвистической прагматике уделяется большое внимание структуре коммуникации, которая изображается с помощью различных схем. Е.В. Клюев предлагает следующую схему:
адресант | адресат | |
контакт > референт > код |
(Клюев Е.В. Речевая коммуникация. С.13.)
В учебнике "Речевая коммуникация" О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной приводится следующая модель речевой коммуникации (С. 14):
отправитель | > | сообщение | > | получатель |
информация | информация | |||
кодирование | декодирование |