Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.
Правовое регулирование - это разновидность нормативного социального регулирования, через которое общество, путем создания и реализации особых социальных норм права, формирует в наиболее значимых для общества отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.
Признаки правового регулирования:
- Связь с государством: правовое регулирование осуществляется преимущественно государством, которое вправе применять обеспечительные меры, меры государственного принуждения.
- Правовое регулирование - наиболее поздний тип нормативного регулирования, складывающийся впоследствии и на основании форм регулирования
- направлено на наиболее важные для общества процессы
- охватывает всех субъектов общественных отношений
- выступает внешним регулятором, т.к. направлено на внешнее поведение людей, не затрагивая сферу чувств, эмоций
- технически правовое регулирование выступает высшим типом регулирования, т.е. право формально-юридически закрепляет взаимные обязанности людей
- упорядочивает не все отношения, а лишь те из них, которые могут быть формализованы
- обеспечено мерами государственного принуждения
- осуществляется с помощью особой группы норм - правом
По содержанию правовое регулирование охватывает:
|
|
1. деятельность государства по созданию, обеспечению и применению норм права и мер по их реализации (мер государственного принуждения)
2. деятельность участников общественных отношений (индивидов, социальных групп, юридических лиц), направленная на поиск и привлечение средств правового регулирования для реализации своих интересов.
Цель - формирование определенных, приемлемых для общества вариантов поведения людей и достижение правопорядка
Предмет правового регулирования отвечает на вопрос:
что регулируется правом?
К нему относятся также сферы общественных отношений, которые:
· объективно могут быть урегулированы правом
· объективно требуют правового регулирования, т.е. не все общественные отношения могут подвергаться воздействию права, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, т.е.:
ü является типичными,
ü имеют массовый характер,
ü поддаются государственному контролю,
ü могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы
ü нуждаются в упорядочении и применении средств принуждения
Поскольку не все общественные отношения подвергаются правовому регулированию, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, поэтому деятельность по правовому регулированию общественных отношений имеет определенные границы - пределы правового регулирования. За этими пределами деятельность государства по усилению норм права является произволом.
|
|
Пределы правового регулирования - границы государственного вмешательства в систему общественных отношений.
Можно говорить о таких границах в тех сферах:
1) в системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании
2) в деятельности государства по формированию новых правовых отношений, которых ранее не было в этом обществе
3) использование государством способов. Правовое регулирование обладает рядом способов (императивных, диспозитивных)
Т.о. в теории права выделяются следующие пределы правого регулирования:
1) связанные со сферой внутренней свободы личности
2) связанные с сущностью регулируемых отношений, так, не подлежат регулированию частные отношения людей (дружба, любовь).
Вместе с тем выделяют 3 главных сферы, которые подлежат упорядочению:
1. отношения, связанные с организацией и компетенцией государственной власти
2. отношения, связанные с распределением экономического блага
3. отношения, связанные с защитой человека от насилия, с охраной прав и свобод личности
3) культ и экономический уровень развития общества