Профессионализм

От персонала государственного аппарата в решающей степени зависит качество его работы. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников.

Президент Российской Федерации играет центральную роль в нашем государстве

Действующая Конституция, в отличие от предыдущей, не только не дает приоритетов парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны (прежняя Конституция отдавала приоритеты высшему представительному органу государственной власти – Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к президенту. Так, Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивать ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.) Это отразилось даже в очередности глав в Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

Как уже было сказано, ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 ч. 1 Конституции, он «является главой государства». Называясь главой государства, президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежать правительству. Однако в России присутствует суперпрезидентская власть.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированной ответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимают постановления.

Законодательная функция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен, Дума может провести повторное голосование и принять его. В принятии федеральных конституционных законов участвуют две палаты.

Значительное место в компетенции парламента России занимают полномочия, связанные с формированием высших органов государства. По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора России. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и др.

Правительство Российской Федерации реализует исполнительную власть. Без сильной исполнительной власти самые необходимые и качественные законы могут превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также многообразная управленческая деятельность по реализации социального предназначения государства, выполнению его функций.

По Конституции Правительство России является самостоятельным государственным органом. Оно обладает законодательной инициативой, формирует и исполняет федеральный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, осуществляет управление федеральной собственностью, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и др.

Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению председателя. Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Здесь важно отметить, что Россия больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обусловливает поиск путей повышения его самостоятельности, ибо только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность за свою деятельность.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбирательство дел во всех делах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в предусмотренных законом случаях. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования деятельности которых устанавливается федеральным конституционным законом.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

83. Теоретическое отражение современного российского государства (форма, функции, механизм).

Форма государства – это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства с обществом. Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

В настоящее время Российская Федерация представляет собой президентскую республику, по форме государственного устройства является федерацией (что видно уже из названия нашего государства) и по Конституции 1993 года имеет демократический политический режим.

Функции современного российского государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1. Экономическая функция - выдвигается на первый план, т. к. все пути к прогрессу, правовому и социальному государству, будут закрыты без оздоровления экономики. Экономических фундаментом отечественной государственности должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности.

2. Социальная функция состоит в обеспечении в стране условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства. Статья 7 Конституции РФ провозглашает этот принцип.

3. Функция по налогообложению и взиманию налогов. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения. НО:

· Налоги не должны быть чрезмерно обременительными.

· Они должны быть понятны налогоплательщикам.

· Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему.

· Налоги должны быть справедливыми.

Сложная налоговая система РФ, законодательно закрепленная в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни. Принятый 16 июля 1998 г. и не вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Налоговый кодекс РФ (1-я часть) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем реализация принципов остается приоритетной задачей по дальнейшему совершенствованию российского налогового законодательства.

4. Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка – тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что РФ – правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

5. Функция охраны природы и окружающей среды состоит в обеспечении экологического благополучия граждан, их экологической безопасности.

6. Функция по обеспечению (стимулированию) научно–технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно – техническом потенциале страны. Основная цель всех преобразований в организации науки – создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

7. Духовная функция – связана с развитием искусства, культуры, религии в Российском государстве.

Внешние функции:

1. Функция торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Предполагается не только взаимовыгодная торговля с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

2. Функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них – недопущение новой глобальной войны. Также Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.

3. Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, т. к. одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности РФ.

Такимобразом, растущая взаимосвязанность всех стран мира обуславливает необходимость сотрудничества РФ со всеми государствами в решении мировых, глобальных проблем – борьбы с международной преступностью, терроризмом, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

Проблемы укрепления российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.

Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности – демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства.

Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

Субординация и координация - четкая, слаженая и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

Федерализм - этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируется с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения субординации и координации.

Профессионализм - от персонала государственного аппарата в решающей степени зависит качество его работы. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников.

84. Соотношение и взаимосвязь элементов формы государства. Форма государства - это организация всей системы государственной власти,заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства,территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства собществом. Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов:формы правления (отражает способ организации высших органов государственнойвласти и их связь с суверенитетом государства), формы государственногоустройства (отражает способ распределения власти по территории государства ивзаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима(система методов осуществления государственной власти). Такое пониманиесложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и формугосударственного устройства. Между различными элементами формы государства существует известноесоответствие. Так, монархическая форма феодального государства периодаабсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственногоустройства и авторитарному политическому режиму. Республиканские формыправления хорошо вписываются в условия либерально - демократическогополитического режима, а при наличии двух- или многонационального составанаселения могут определять федеративное государственное устройство.

85. Теория социального государства.

Впервые понятие «социальное государство» было использовано Лоренцом фон Штайном в середине ХIХ века. Однако широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 году в Конституцию ФРГ было включено выражение, которое дословно переводится как «социальное правовое государство». При этом прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Для обозначения аналогичного явления в англоязычном мире используется термин «государство благосостояния» («welfare state»), который возник в Великобритании во время второй мировой войны в противовес гитлеровскому «государству войны» («warfare state»).
Развитие современного социального государства началось порядка 100 лет тому назад, когда многими европейскими государствами были созданы системы страхования против риска потери дохода.

Социальным можно считать лишь то государство, которое будет:

ü опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;

ü создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;

ü осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

ü распределять между всеми хозяйствующими субъектами и собственниками средств производства определенную социальную нагрузку;

ü создавать благоприятные условия для реального участия работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти;

ü признавать и реализовать систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

ü ориентироваться на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.

Что касается России, то термин «социальное государство» уже включен в Конституцию (ст. 7), но не раскрыт и, естественно, не реализован. В названной статье Основного закона говорится о том, что основной задачей социального государства является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой – либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она лишь закрепляет положение, что на достижение таких условий направлена политика государства, или социальная политика. Основные направления социальной политики государства закреплены в ч. 2 данной статьи. Разработка и реализация модели социального государства позволила бы соединить достижения современной практики государственного строительства с традиционными национальными ценностями России, гармонично сочетать в обществе социальную справедливость, права и свободы личности, национально-государственные интересы страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: