Спряжение

Продуктивные

Классы

Все глаголы СРЯ распределяются на огромные классы, объединенные общностью словоизменения. Эти классы связаны теснейшим образом со словообразованием. Все вновь образующиеся глаголы распределяются по продуктивным классам. Поэтому все классы делятся на продуктивные и непродуктивные.

Распределение глаг. по классам строится на соотношении основ инфинитива и наст./прос. буд. вр.

Бывают 5 продуктивных классов, куда входит основная масса глаголов. Непродуктивных глаголов насчитывается около 400, они объединяются в отдельные классы и группы, и их количество постепенно убывает. Под продуктивными классами понимают такое соотношение основ, которое является образцом при создании новых слов, в отличие от непродуктивных, которые таким образцом не являются.

инф. наст./прост. буд. вр.
1 продукт. класс
 
-ть -аj-ут
чита-ть читаj-ут
гуля-ть гуляj-ут
Главный показатель — фонема [j] в основе наст./прост. буд. вр.
   
2 продукт. класс
-е-ть -еj-ут
беле-ть белеj-ут
полне-ть полнеj-ут
[j] — обязательный показатель 2 прод. кл.
   
3 прод. кл.
-ова-ть (-ева-ть) в большинстве это суф. уj-ут (уj — это алломорф суф. –ова-)
беседова-ть беседуj-ут
горева-ть горюj-ут
   
4 прод. кл.
-ну-ть (суффикс) н-ут
прыгну-ть прыгн-ут
толкну-ть толкн-ут
Важный признак — это сохранение –ну- в форме прошедшего времени, если –ну- исчезает, то это непродуктивный класс. Ср.: мерзнуть — мерз (непрод.), сохнуть — сох (непрод.)
   
5 прод. кл.
-и-ть -нуль-ат (суф. –и- усекается в основе наст. вр.)
краси-ть крас'-ат
люби-ть люб'ат
   

Логика расположения классов такова:

с 1 по 4 — 1 спряж.

5 кл. — 2 спряж.

Глаголы из непродуктивных классов могут переходить в продуктивные. Напр., полоскать — полощут (это исходная форма, непродукт.), но появилась вариантная форма — полоскаj-ут (по 1 прод. кл.)

В широком понимании, спряжение — это изменение глаг. по наклонениям, временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. В узком понимании, спряжение — это изменение глаг. по лицам и числам в настоящем и простом будущем времени.

Спряжение глаголов выделяется по системе окончаний. По этому признаку глаголы делятся на 2 продуктивных спряжения.

К 1 спряж. относятся глаголы с окончаниями:

-у (-ю) -ем
-ешь -ете
-ет -ут (-ют)

Ко 2 спряж. относят глаг. с оконч.:

-у (-ю) -им
-ишь -ите
-ит -ат (-ят)

В форме 1 лица ед.ч. окончания глаголов 1 и 2 спряжений совпадают.

Основное правило определения спряжения — по окончаниям личных форм. Если же окончания безударные, то дополнительным средством оказывается инфинитив.

Так, ко второму спряж. относятся:

1. все глаголы на –ить (кроме: расшибить, брить, стелить, зиждиться)

2. 7 глаголов на –еть (видеть, смотреть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)

3. 4 глаг. на –ать (* дышать, держать, слышать, гнать).

Все остальные глаголы — 1 спряж.

Небольшое количество глаголов совмещает окончания обоих спряжений — это РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ (или глаголы смешанного спряжения): * хотеть, бежать, чтить (и их префиксальные производные):

хотеть, хочешь, хочет — в ед.ч. — по 1 спр.;

хотим, хотите, хотят — во мн.ч. — по 2 спр.

Глаголы чтить и бежать (чтит, бежит) имеют во всех формах окончания 2 спряжения, но в форме 3 лица мн.ч. — оконч. 1 спр. (чтут, бегут).

Архаичную систему окончаний имеют глаголы есть (в Z «кушать»), надоесть, дать, создать (и их префиксальные производные).

е-м ед-им

е-шь ед-ите

е-ст ед-ят (во множ. числе окончания этих глаголов регулярные).

Эти глаголы называют архаичными, или глаголами С АРХАИЧНЫМ СПРЯЖЕНИЕМ.

Вопрос о парадигме глагольного слова

Парадигма — это система всех форм данного слова.

Но парадигма понимается по-разному:

Широкое — в парадигму включаются все формы (спрягаемые и неспрягаемые): формы наклонений, времени, лица, числа, все формы прич. (м., ж., ср. родов и мн.ч.), деепричастия, формы вида, залога — в этом случае парадигма может включать более 200 форм.

Узкое — только формы накл., времени, лица и числа.

У глаголов встречаются полные, неполные и избыточные (или изобилиющие) парадигмы.

победить нет f 1л. ед.ч. неполная
     
куститься нет f 1 и 2 лица ед. и мн.ч. из-за семантики неполная
     
положить: повел. накл. положи, положите (лит. норма); положь, положьте (нелит.) избыточные формы различаются с точки зрения сферы употребления избыточная
     
хнычут, машут (лит.) — хныкают, махают (нелит.) вариантные формы образуются по продуктивным моделям избыточная

Мы закончили общую характеристику глагола и переходим к морфологическим КК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: