![]() | ![]() | ||
| простые | составные | ||
| состоят из 1 слова | состоят из 2 или нескольких слов | ||
|
| ||
| нерасчленяемые | расчленяемые | ||
| не допускают вставку других слов | допускают вставку других слов | ||
| вряд ли, еще бы, куда как | вот и (вот вам и друг!), едва не (едва на поезд не опоздали) | ||
Классификация ЧЦ по семантике и функциям достаточно условна, т.к. не существует единой т.з. на эту проблему.
Типичная классификация выделяет 4 группы ЧЦ, внутри этих групп есть еще дробная классификация.
1. смысловые
2. модальные
3. эмоционально-эксперссивные
4. формообразовательные
| СМЫСЛОВЫЕпридают различные смысловые оттенки словам | ||
| указательные (это ограниченная группа) | вот, вон, это | Вот моя деревня. Вон каменщики строят дорогу. Что это она все смеется? |
| определительные, уточняют смысл S, блúзки к наречиям | именно, как раз, подлинно, точь-в-точь… | Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь. |
| выделительно-ограничительные относятся к тому S, которое они логически выделяют в Пии | единственно, лишь, всего-навсего, хоть… | Хоть ты мне не мешай! |
| усилительные, усиливают выразительность целого Пия | даже, и, уже, ведб, просто, решительно | Уж сколько раз твердили миру… |
| МОДАЛЬНЫЕ | ||
| модально-волевые употребл. при глаголе-сказуемом и вносят в это глагол оттенок желательности, возможности, долженствования | ну, бы и некот. др. | А ну, нажимай! Увидеть бы эти прекрасные края (это не сослагат. накл. — Увидел бы) |
| частицы, выражающие отношение к достоверности явлений (это разнородное явление) | ||
| ü утвердительные, чаще используются в диалоге | да, так, ага, действительно… | |
| ü отрицательные | не, ни | Он не приехал сегодня. Он приехал не сегодня. Ни звука. |
| ü вопросительные | ли, разве, неужели… | Долго ли вы пробыли? |
| ü ЧЦы, указывающие на чужую речь | де, дескать. мол | Он, дескать, забыл ключи. |
| ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ, подчеркивают эмоциональную сторону высказывания | ||
| Сочетания ЧЦ: что за, еще бы, вот ведь, куда ка… |








