ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Глоссарий
1. Сеченов И.М. Основоположник отечественной научной психологии, дал физиологическую трактовку психологических процессов.
2. Челпанов Г.И. Российский философ и психолог. Создатель 1-го в России института экспериментальной психологии. Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии.
3. Бехтерев В.М. Российский невропатолог, психиатр, физиолог. Основатель психоневрологического института в СПб., стал центром комплексного исследования человека.
4. Павлов И.П. Выдающийся Российский физиолог разработавший учение о высшей, нервной деятельности, сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии.
5. Условный рефлекс - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
6. Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности. Основным видом человеческой Д, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (игра, учение, общение и т.д.). В ходе социально-исторического развития возникает труд умственный. Структура деятельности:
|
|
- основные элементы, ее примерное содержание;
—мотивы - побуждающие субъект к деятельности; причины;
—цели - образы результатов;
- средства - с помощью которых осуществляется деятельности.
7. Выгодский Л.С. - известный в мировой психологии Российский психолог. Основные труды: Культурно-историческая концепция; проблемы психологии искусства; Дефектология; Мышление и речь; Зоны ближайшего развития.
8. Зона ближайшего развития - характеристика связи обучения и развития З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого в совместной деятельности, затем становится достоянием ребенка в зависимости от способностей, желания тренировать умения.
Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде. Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой.
У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.
Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
|
|
Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации органов чувств.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:
I — периферического отдела или рецептора.
II — чувствительных нервов (афферентных или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.
III — центр анализатора - специализированный участок коры мозга.
Благодаря обратной связи между рецепторами и центральным ядром анализатор мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.