Тема 6.2. Конфликты в коллективе и способы их предупреждения
Приверженность предпочтительнее подчинения.
Личная власть
Должностные властные полномочия
Власть
И руководство, и лидерство осуществляется через власть. Власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей.
Существует два источника власти:
Ø Должностные полномочия
Ø Личные качества индивида
Вместе с должностью менеджер получает з аконную или легитимную власть. Это значит, что подчиненные понимают, что они обязаны следовать указаниям менеджера.
Если менеджер имеет возможность официально поощрять подчиненных (материальное вознаграждение, повышение в должности, похвала и т.п.), то он обладает властью, основанной на вознаграждении.
Если менеджер имеет возможность применить к подчиненным наказание (уволить или понизить в должности, наложить материальное взыскание, критиковать действия сотрудника), то он обладает властью, основанной на принуждении.
|
|
Реакцией на должностные властные полномочия со стороны подчиненных является подчинение. Это значит, что подчиненные будут выполнять распоряжения, даже если они с ними не согласны.
Возникает благодаря внутренним ресурсам индивида (профессиональные знания и личные качества).
Экспертная власть возникает благодаря высоким профессиональным знаниям менеджера. Подчиненные соглашаются с указаниями менеджера, поскольку признают его превосходство в знаниях.
Менеджер, обладая личными качествами, благодаря которым его уважают и хотят быть на него похожими, получает референтную власть (харизма).
Реакцией подчиненных на экспертную и референтную власть менеджера является приверженность. Это значит, что подчиненные разделяют точку зрения менеджера и выполняют его распоряжения с энтузиазмом.
Конфликт – столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.
Бывают:
Ø Межличностные конфликты
Ø Конфликты между личностью и группой
Ø Межгрупповые конфликты
Причины конфликтов:
Ø Препятствия в трудовой деятельности (плохие условия труда и отдыха, затянувшийся ремонт, несвоевременная поставка, недостоверность или отсутствие информации)
Ø Препятствия в достижении личных целей (выгодная-невыгодная работа, отпуск в феврале, отказ в повышении зарплаты, успехи конкурента, споры из-за ответственности и обязанностей)
Ø Противоречия в поведении, взглядах, манерах, привычках (несовместимость характеров, различия в возрасте, в воспитании, политические разногласия, мировоззренческие разногласия)
Ø Противоречия между руководителем и подчиненными (несоответствие стиля руководства, неумелое руководство)