Налог на недвижимость

Виды налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь

Классификационные признаки

Классификационные признаки

Классификация налогов

 
 

                   
   
       


По объекту По принад- По полноте В зависимости В зависимости

обложения лежности права исполь- от источника от субъектов

к уровню зования налого- уплаты уплаты

власти вых сумм

                   
         


имущество, республи- закрепленные, зарплата, физические

земля, канские, регулирующие выручка, лица,

капитал, местные доход или юридические

средства на прибыль, лица

потребление себестоимость

Классификация налогов

 
 

               
       


По способу По методу По способу В зависимости

изъятия обложения обложения от назначения

(от ставки)

               
     
       
 


прямые, прогрессивные, кадастровые, общие (без

косвенные регрессивные, декларационные, привязки к

пропорциональные налично-денежные конкретному

линейные, или безналичные налогу

ступенчатые,

твердые,

кратные

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги - построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт нали­чия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой.

К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подуш­ным налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост ка­питала и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложения по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

На территории Республики Беларусь установлены и дей­ствуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об уста­новлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой сис­темы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним,

чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина долж­ны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

- быть установленными законодательными актами;

- признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные нало­ги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо пол­ностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем при­нятия областным Советом депутатов соответствующего реше­ния в рамках бюджетного процесса.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) отно­сятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на при­быль; подоходный налог с физических лиц; экологический на­лог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; тамо­женная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшор­ный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд ав­тотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Респуб­лики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей, сборы с заго­товителей, курортный сбор, транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на со­держание и развитие инфраструктуры города (района).

Основные виды налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, транспортный сбор, налог на недвижимость

Основное место в налоговой системе республики Беларусь занимают косвенные налоги. Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров (работ, услуг). НДС - это изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.

Преимущества НДС:

-высокая продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы. НДС менее других налогов зависит от колебаний в экономике;

- эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов. Акциз в отличие от НДС применяется в качестве надбавки к цене по ограниченному кругу товаров и служит регулятором между их спросом и предложением. Акцизный налог уплачивается преимущественно наиболее обеспеченными слоями населения, приобретающими товары не первой необходимости.

Плательщики акцизов:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные юридические лица;

- международные организации;

- товарищества;

- хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары;

- ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь или реализующие ввезенные на таможенную территорию республики подакцизные товары;

- филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный либо иной банковский счет.

Налог на прибыль - прямой налог, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой - непосред­ственно относится на уменьшение их доходов.

Наряду с налогом на добавленную стоимость налог на при­быль представляет собой важнейший источник бюджетных по­ступлений. На него приходится значительная часть от общей сум­мы поступающих в бюджет налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль является и основным регулирующим налогом, распределяемым между отдельными бюджетами в пропорциях, определенных Законом «О бюджете Республики Беларусь».

Плательщики налога на прибыль:

- юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные ор­ганизации;

- простые товарищества (участники договора о со­вместной деятельности), хозяйственные группы.

Механизм исчисления налога на прибыль предполагает:

1. Определение облагаемой налогом прибыли в целом по ор­ганизации как суммы прибыли:

- от реализации товаров (работ, услуг);

- от реализации иных ценностей (включая основные сред­ства, товарно-материальные ценности, нематериальные акти­вы, ценные бумаги), имущественных прав;

- доходов по внереализационным операциям, уменьшен­ным на сумму расходов по ним;

- прибыли, полученной от деятельности за пределами Рес­публики Беларусь, по которой организация зарегистрирована в качестве плательщика иностранного государства.

2. Корректировка налоговой базы (облагаемой налогом при­были) с учетом налога на недвижимость, применяемых органи­зацией льгот и доходов, облагаемых налогом в особом порядке.

3. Расчет налога на прибыль исходя из уточненной налоговой базы и действующих ставок налогообложения.

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические ли­ца, включая иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юри­дических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет.

Объектом налогообложения являются:

- стоимость основных производственных и непроизвод­ственных фондов, являющихся собственностью или находя­щихся во владении плательщиков;

- стоимость объектов незавершенного строительства.

Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1 %.

Освобождаются от обложения налогом на недвижимость: объекты социально-культурного назначения и жилого фонда местных Советов депутатов, юридических лиц независимо от форм собственности. К объектам социально – культурного назначения следу­ет относить основные фонды, используемые для здравоохранения, туризма и отдыха, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера:

- основные производственные фонды юридических лиц об­щественных объединений «Белорусское товарищество инвали­дов по зрению», «Белорусское общество глухих» и «Белорус­ское общество инвалидов», а также обособленных подразделе­ний этих юридических лиц при условии, если численность ин­валидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 % от списочной числен­ности в среднем за период;

- основные фонды, законсервированные в порядке, уста­новленном Советом Министров Республики Беларусь.

- основные средства, предназначенные для охраны окружа­ющей среды и улучшения экологической обстановки, опреде­ляются Советом Министров Республики Беларусь.

- основные фонды высших, средних специальных и средних учебных заведений, имеющих статус учреждений систем обра­зования.

- основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения колхозов, совхозов, крестьянских (фермер­ских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организа­ций, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, других сельскохозяйственных формирований.

- введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента ввода указанных фондов в эксплуатацию.

- не облагается налогом стоимость незавершенного строи­тельства по строительным объектам и стройкам, которые фи­нансируются из бюджета, а также жилищного строительства.

Налог на недвижимость определяется плательщиками ежеквартально, исходя из наличия основных производствен­ных и непроизводственных фондов, по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.

На основные фонды, по которым в соответствии с положением «О порядке начисления амортизации (износа) на полное восста­новление по основным фондам в народном хозяйстве» не начисля­ется износ, не производится и начисление налога на недвижимость.

Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отра­жается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли в первоочередном порядке.

Сумма налога на недвижимость со стоимости основных про­изводственных и непроизводственных фондов вносится пла­тельщиками в бюджет исходя из фактического расчета не позд­нее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога.

Исчисление налога на незавершенное строительство начи­нается по истечении срока строительства, определенного в со­ответствии со строительными нормами и правилами, и осу­ществляется до окончания строительства. Годовая ставка налога на недвижимость па незавершенное строительство установлена в размере 1 %.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 % со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финан­сируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.

По объектам, строительство которых осуществляется хо­зяйственным способом, налог на незавершенное строительство не начисляется.

Налог в части выполненного объема работ по объектам неза­вершенного строительства вносится заказчиком за счет прибы­ли, остающейся в его распоряжении.

Объекты налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины.

В настоящее время для целей налогообложения применяет­ся термин «объекты», под которым понимаются: товары, рабо­ты, услуги, имущественные права на интеллектуальную соб­ственность, основные средства.

Реализация объектов - отчуждение това­ра одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установ­лено, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок. Реализацией объектов признается также использование то­варов (работ, услуг) для собственного потребления, если соот­ветствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.

Не признается реализацией объектов безвозмездная пе­редача:

- имущества организации ее правопреемнику (правопреем­никам) при реорганизации этой организации;

- имущества организации ее учредителю (участнику) в раз­мере, не превышающем размера доли (пая, пакета акций) этого учредителя (участника), при ликвидации этой организации ли­бо при выходе учредителя (участника) из этой организации;

-имущества в пределах одного собственника по его реше­нию или решению уполномоченного им органа;

- имущества, принадлежащего физическому лицу, другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законо­дательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такая передача не связана с осу­ществлением предпринимательской деятельности;

-жилых помещений в домах Государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь.

Не признаются реализацией объектов:

-отчуждение имущества в результате реквизиции, нацио­нализации или конфискации;

-переход права собственности на имущество в результате наследования;

- обращение в собственность государства бесхозного иму­щества, находок или кладов, безнадзорных животных;

- передача имущества в качестве взносов в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участника­ми) данных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: