Виды налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь
Классификационные признаки
Классификационные признаки
Классификация налогов
По объекту По принад- По полноте В зависимости В зависимости
обложения лежности права исполь- от источника от субъектов
к уровню зования налого- уплаты уплаты
власти вых сумм
имущество, республи- закрепленные, зарплата, физические
земля, канские, регулирующие выручка, лица,
капитал, местные доход или юридические
средства на прибыль, лица
потребление себестоимость
Классификация налогов
По способу По методу По способу В зависимости
изъятия обложения обложения от назначения
(от ставки)
прямые, прогрессивные, кадастровые, общие (без
|
|
косвенные регрессивные, декларационные, привязки к
пропорциональные налично-денежные конкретному
линейные, или безналичные налогу
ступенчатые,
твердые,
кратные
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги - построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой.
К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушным налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложения по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
|
|
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним,
чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:
- быть установленными законодательными актами;
- признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.
К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей, сборы с заготовителей, курортный сбор, транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района).
Основные виды налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, транспортный сбор, налог на недвижимость
Основное место в налоговой системе республики Беларусь занимают косвенные налоги. Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров (работ, услуг). НДС - это изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.
Преимущества НДС:
-высокая продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы. НДС менее других налогов зависит от колебаний в экономике;
- эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом.
Акцизы относятся к группе косвенных налогов. Акциз в отличие от НДС применяется в качестве надбавки к цене по ограниченному кругу товаров и служит регулятором между их спросом и предложением. Акцизный налог уплачивается преимущественно наиболее обеспеченными слоями населения, приобретающими товары не первой необходимости.
|
|
Плательщики акцизов:
- юридические лица Республики Беларусь;
- иностранные юридические лица;
- международные организации;
- товарищества;
- хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары;
- ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь или реализующие ввезенные на таможенную территорию республики подакцизные товары;
- филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный либо иной банковский счет.
Налог на прибыль - прямой налог, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой - непосредственно относится на уменьшение их доходов.
Наряду с налогом на добавленную стоимость налог на прибыль представляет собой важнейший источник бюджетных поступлений. На него приходится значительная часть от общей суммы поступающих в бюджет налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль является и основным регулирующим налогом, распределяемым между отдельными бюджетами в пропорциях, определенных Законом «О бюджете Республики Беларусь».
Плательщики налога на прибыль:
- юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.
Механизм исчисления налога на прибыль предполагает:
1. Определение облагаемой налогом прибыли в целом по организации как суммы прибыли:
- от реализации товаров (работ, услуг);
- от реализации иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав;
- доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по ним;
- прибыли, полученной от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой организация зарегистрирована в качестве плательщика иностранного государства.
2. Корректировка налоговой базы (облагаемой налогом прибыли) с учетом налога на недвижимость, применяемых организацией льгот и доходов, облагаемых налогом в особом порядке.
|
|
3. Расчет налога на прибыль исходя из уточненной налоговой базы и действующих ставок налогообложения.
Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, включая иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет.
Объектом налогообложения являются:
- стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков;
- стоимость объектов незавершенного строительства.
Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1 %.
Освобождаются от обложения налогом на недвижимость: объекты социально-культурного назначения и жилого фонда местных Советов депутатов, юридических лиц независимо от форм собственности. К объектам социально – культурного назначения следует относить основные фонды, используемые для здравоохранения, туризма и отдыха, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера:
- основные производственные фонды юридических лиц общественных объединений «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество глухих» и «Белорусское общество инвалидов», а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 % от списочной численности в среднем за период;
- основные фонды, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
- основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
- основные фонды высших, средних специальных и средних учебных заведений, имеющих статус учреждений систем образования.
- основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, других сельскохозяйственных формирований.
- введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента ввода указанных фондов в эксплуатацию.
- не облагается налогом стоимость незавершенного строительства по строительным объектам и стройкам, которые финансируются из бюджета, а также жилищного строительства.
Налог на недвижимость определяется плательщиками ежеквартально, исходя из наличия основных производственных и непроизводственных фондов, по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.
На основные фонды, по которым в соответствии с положением «О порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве» не начисляется износ, не производится и начисление налога на недвижимость.
Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли в первоочередном порядке.
Сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов вносится плательщиками в бюджет исходя из фактического расчета не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога.
Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока строительства, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами, и осуществляется до окончания строительства. Годовая ставка налога на недвижимость па незавершенное строительство установлена в размере 1 %.
Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 % со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.
По объектам, строительство которых осуществляется хозяйственным способом, налог на незавершенное строительство не начисляется.
Налог в части выполненного объема работ по объектам незавершенного строительства вносится заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.
Объекты налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины.
В настоящее время для целей налогообложения применяется термин «объекты», под которым понимаются: товары, работы, услуги, имущественные права на интеллектуальную собственность, основные средства.
Реализация объектов - отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок. Реализацией объектов признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.
Не признается реализацией объектов безвозмездная передача:
- имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
- имущества организации ее учредителю (участнику) в размере, не превышающем размера доли (пая, пакета акций) этого учредителя (участника), при ликвидации этой организации либо при выходе учредителя (участника) из этой организации;
-имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;
- имущества, принадлежащего физическому лицу, другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такая передача не связана с осуществлением предпринимательской деятельности;
-жилых помещений в домах Государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь.
Не признаются реализацией объектов:
-отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;
-переход права собственности на имущество в результате наследования;
- обращение в собственность государства бесхозного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;
- передача имущества в качестве взносов в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций.