ІНТЕРНЕТ-РЕСУРСИ
42. https://www.philosophy.ru (велика бібліотека філософських текстів російською мовою)
43. https://www.philosofia.org.ua
44. https://www.philosophy.nsc.ru (філософська бібліотека Новосибірського гуманітарного університету)
45. https://www.philsci.univ.kiev.ua (бібліотека факультету філософії Київського національного університету ім. Тараса Шевченко)
46. https://elenakosilova.narod.ru/l.html (посилання на філософські сайти та бібліотеки)
47. https://www.nietzsche.ru/ (сайт, присвячений Ф. Ніцше, на російській мові)
48. https://www.utm.edu/research/iep/ (філософська інтернет-енциклопедія англійською мовою)
49. https://rw.web.ur.ru/ph_main.html (словник термінів з філософії російською мовою).
50. https://www.uct.kiev.ua/~sofi/ (Центр практичної філософії).
51. https://www.ecsocman.edu.ru (електронні варіанти багатьох гуманітарних журналів російською мовою).
52. https://www.caute.net.ru (сайт, присвячений Б.Спінозі та Е.В. Ільєнкову)
С начала 1 века до н.э. (образование греческих народов – полисов) до V века н.э. (падение Римской империи).
Понятие "античный мир" было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. Она складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира.
|
|
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами
Исторические периоды Древней Греции.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
· царский (VIII – начало VI вв. до н.э.)
· республиканский (IV – II вв. до н.э.)
· период империи (1 в. до н.э. – V в. н.э.)
В Древней Греции:
1. Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине.
2. Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально – мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
3. Частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты.
4. Десакрализация политической и культурной жизни.
5 Возникновение греческого буквенного письма
В Древнем Риме:
1. В основе греческие образцы, но изменяются масштабы: не полис, а империя
2. Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям
3. Римское право – фундамент современной правовой культуры
4. Высокая степень практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.
Противоречия античной культуры:
|
|
1. Чувства и разум.
Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность – воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум – высший арбитр, главная сила, управляющая миром.
2. Судьба и борьба
Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)
3. Социальность и индивидуальность
Человек – существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа "социальное выше индивидуального" (Сократ)
Общие тенденции культурного развития:
1. Расширение культурного пространства
2. Общий культурный вектор: от гармоничного, относительно замкнутого мира обитателя античного полиса к экуменическому ("ойкумен" – освоенный человеком мир) сознанию человека эллинистической эпохи и далее к космополитическому мироощущению гражданина империи с мировой столицей – городом Римом.
Основные черты античной культуры:
• телесность, скульптурность (телесное воплощение космоса и человека, антропоцентризм, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры);
• космизм (Космос, осознаваемый как чувственный, одушевленно – разумный, внеличностный, фаталистически – героический);
• пантеизм (Космос – абсолютное божество; античные боги – законы природы);
• агональность (состязательность, соревновательность);
• гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества);
• особенности социокультурной организации (полиса, цивитаса);
• светский характер культуры;
• теоретический способ мышления, послуживший началу формирования современной (европейского типа) науки;
• антропоцентризм (человек рассматривается как центр и высшая цель мировоздания);
• идеал калокагатии (гармонии телесного и душевного совершенств);
• гедонизм (стремление к наслаждению).
Колыбелью античной культуры была Древняя Греция, Эллада. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - мощная духовная культура, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был непосредственным восприемником ее исканий и достижений. Римская культура, таким образом, стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культу-
ПАНТЕОН ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ
В переводе с древнегреческого языка слово ПАНТЕОН означает ВСЕ БОГИ
Греки делили божеств на три группы:
· Пантеон (великие олимпийские боги)
· Низшие божества
· Чудовища
ПАНТЕОН ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ
ЗЕВС и ГЕРА
Море
Посейдон
Амфитрита
ЛЮДИ
Гея (земля)
|
|
Римский пантеон
Греческий и Римский Пантеон Богов
Греция | Рим | Обязанности |
Зевс | Юпитер | верховный бог |
Гера | Юнона | супруга верховного бога |
Посейдон | Нептун | бог морей |
Аид | Плутон | бог подземного царства |
Деметра | Церера | богиня плодородия |
Асклепий | Эскулап | бог врачевания |
Афина | Минерва | богиня мудрости и справедливой войны |
Арес | Марс | бог кровавой войны |
Гермес | Меркурий | бог торговли и ловкости |
Гефест | Вулкан | бог огня и кузнечного ремесла |
Ника | Виктория | богиня победы |
Гестия | Веста | богиня домашнего очага |
Афродита | Венера | богиня любви |
Дионис | Вакх | бог растительности и виноделия |
Культура Древней Греции антропоцентрична:
|