Занятие 12. Этапы и особенности развития европейской культуры

План.

1. Средневековая культура Западной Европы.

2. Эпоха Возрождения.

3. Просвещение как эпоха торжества разума.

4. 19 век и промышленная революция.

5. XX век в европейской культуре.

Понятия и термины:

художественный стиль, романский стиль, готический стиль, барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм, декаданс, сюрреализм, импрессионизм.

Проблемные вопросы.

1. В чём преемственность и в чём новаторство каждой из культурно-исторических эпох в истории европейской культуры?

2.

Творческие задания.

1. Подготовьте и обсудите в группе коллаж или рисунок на тему «Портрет великой эпохи», посвященный одному из периодов в истории культуры Западной Европы.

2. Подготовьте вопросы для викторины на тему «Западноевропейское искусство».

3. Подготовьте презентацию об одном из художественных стилей.

Контрольные тесты по модулю 3.

Вариант 1.

1. Для Древней Греции характерно:

а) развитие философии;

б) политизированность;

в) искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических;

г) наличие городов-полисов.

2. Для культуры Средневековья характерно:

а) традиции Греко-римской культуры;

б) демократизация;

в) дух варварства;

г) христианство - новое духовное основание европейской культуры.

3. Для культуры Возрождения характерно:

а)схоластичность;

б) возрождение античных традиций;

в) гуманизм;

г) Реформация как возникновение протестантизма.

4. Для культуры Нового времени не характерно:

а) формирование нового, индустриального типа общества;

б) усиление влияния религии на все сферы жизни;

в) культура становится светской;

г) повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум.

5. Для современной западной культуры характерно:

а) дух предпринимательства, бизнеса;

б) индивидуализм;

в) статичность;

г) научно-техническая революция

6. Для Запада (в отличие от Востока) характерно:

а) символизм;

б) самостоятельная деятельность человека;

в) ускоренный темп жизни;

г) стремление к точным словесным формулировкам

7. Для Запада (в отличие от Востока) характерно:

а) индивидуализм;

б) активность;

в) разнообразие норм социального поведения;

г) аскетизм.

8. Для Востока (в отличие от Запада) характерно:

а) самоизоляция от внешнего мира;

б) расшатывание традиций;

в) пассивное подчинение человека жизненной силе природы;

г) истинная мудрость выражается не в словах, а в личных деяниях

9. Для исторических особенностей русской культуры не характерно:

а) «Востоко-Запад» и обусловленная географическим положением специфика истории;

б) дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма;

в) христианско-православное начало культуры;

г) особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа.

10. Традиционные установки русской культуры:

а) коллективизм;

б) отсутствие патриотизма;

в) бескорыстие, возвышение духовности;

г) гиперболизм

11. Для политической культуры России не характерно:

а) «вотчинное» государство, культура патриархального типа;

б) бесправие крестьян;

в) громадные размеры, чувство отдаленности от «верхов» государства;

г) своеобразие политической культуры современности - в переходе от демократической к тоталитарной культуре

12. В каком году на Руси было принято христианство?

а) в 980 б) в 988 в) 1015

13. Какое из славянских божеств было богом солнца?

а) Ярила б) Велес в) Перун

14. Как называлось первое высшее учебное заведение в России?

а) Петербургский университет

б) Славяно-греко-латинская академия

в) Московский университет

15. В каком году было введено летоисчисление «от Рождества Христова»?

а) в 1547 б) в 1700 в) в 1725

16. В каком веке оформился русский литературный язык?

а) в XVIII б) в XIX в) в XX

17. Какой период в развитии отечественной культуры получил название «серебряного века»?

а) вторая половина XIX века б) конец XVII века

в) первое двадцатилетие XX века

18. Какой принцип был положен в основу культурной политики советской власти?

а) принцип культурной преемственности б) классовый подход к культуре

19. В каком веке в русской художественной культуре получили развитие, романтизм и реализм?

а) в XVIII б) в XIX в) в XX

20. Когда в России был принят закон об обязательном начальном образовании?

а) в 30-е годы XX века

б) во второй половине XIX века

в) во второй половине XVIII века

Вариант 2.

1. Для Древней Греции характерно:

а) развитие философии;

б) политизированность;

в) искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических;

г) наличие городов-полисов.

2. Для культуры Средневековья характерно:

а) искусство направлено на религиозно-церковные нужды;

б) сохранение пережитков язычества;

в) образование носит светский характер;

г) образование носит религиозный характер

3. Для культуры Возрождения характерно:

а) возрождение античных традиций;

б) схоластичность;

в) гуманизм;

г) Реформация как возникновение протестантизма.

4. Для культуры Нового времени характерно:

а) ослабление влияния религии на все сферы жизни;

б) признание ценности образования и знания;

в) мистицизм;

г) взаимодействие национальных культур.

5. Для современной западной культуры не характерно:

а) компьютеризация;

б) динамичность;

в) глобальные проблемы;

г) соборность

6. Для Запада (в отличие от Востока) характерно:

а) утилитарность;

б) созерцательность;

в) визуализм;

г) реализм

7. Для Запада (в отличие от Востока) не характерно:

а) расшатывание традиций;

б) динамизм;

в) строгость поведенческих регулятивов;

г) ценность авторского стиля.

8. Для Востока (в отличие от Запада) характерно:

а) самоизоляция от внешнего мира;

б) расшатывание традиций;

в) пассивное подчинение человека жизненной силе природы;

г) истинная мудрость выражается не в словах, а в личных деяниях

9. Для исторических особенностей русской культуры не характерно:

а) Византийско-имперские амбиции, стремление к завоеванию новых территорий;

б) мессианское сознание;

в) культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой;

г) «потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции)

10. В какой области культуры влияние Византии было наиболее значимо?

а) в политике б) в экономике в) в духовной и художественной культуре

11. В каком году в России начинается книгопечатание?

а) в 1547 б) в 1564 в) в 1687

12. В каком году была открыта Академия наук в России?

а) в 1700 б) в 1714 в) в 1725

13. Какой период в развитии отечественной культуры назван веком Просвещения?

а) XVII век б) XVIII век в) XIX век

14. Какой художественный стиль становится ведущим в XVIII веке?

а) классицизм б) романтизм в) модернизм

15. Знаменитый русский художник-маринист

а) Айвазовский б) Врубель в) Суриков

16. Споры западников и славянофилов возникли вокруг

а) проблемы женской эмансипации

б) проблемы выбора Россией пути развития

в) проблемы отмены крепостного права

17. К какому периоду в развитии отечественной культуры относится творческая деятельность русских художников-авангардистов М. Шагала, К. Малевича, М. Кандинского?

а) первая половина XIX века

б) «серебряный век» русской культуры

в) советский период в развитии отечественной культуры

18. Какой художественный метод был объявлен советским правительством ведущим и единственно правильным для советского искусства?

а) критический реализм б) социалистический реализм в) авангардизм

19. В какой период в России получила широкое распространение массовая культура?

а) в советский период с развитие кино, телевидения и радиовещания

б) в начале XX века

в) в 80-90 годы XX века

20. Когда был ликвидирован «железный занавес», отделявший культурно-информационное пространство России от стран Запада?

а) в 60-е годы XX века б) в 80-90-е годы XX века в) в начале XXI века

Приложения.

Приложение 1. Тематика рефератов.

1. Актуальность культуры межнациональных и межэтнических отношений на современном этапе

развития мировой цивилизации.

2. Алхимия как феномен средневековой культуры.

3. Античное искусство.

4. Античное наследие в России.

5. Архитектура Древней Руси.

6. Архитектура и прикладное искусство модерна.

7. Архитектура русского барокко.

8. В гармонии с природой – в третье тысячелетие.

9. Ван Дейк – основоположник принципов Возрождения в Северной Европе.

10. Вклад ученых, писателей Орловской земли в развитие культуры.

11. Влияние Византийской культуры на Русь.

12. Влияние культуры на экономику России.

13. Возникновение и распространение христианства.

14. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития.

15. Демократия и судьбы цивилизации.

16. Дизайн как вид художественно-технической деятельности. Состояние и перспективы развития.

17. Драматургия и театр эпохи Просвещения.

18. Древняя культура Средней Азии.

19. Европейская культура Нового времени: библейский контекст.

20. Естественнонаучные достижения эпохи Возрождения.

21. Естественнонаучные открытия эпохи Просвещения.

22. Инженер на рынке труда.

23. Интеллект как шанс на выживание.

24. Интеллигенция Серебряного века: между религией и революцией.

25. Информатизация: приобретения и утраты.

26. Информационные технологии для будущих экономистов.

27. Искусство и культура Пушкинской поры.

28. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Русское зарубежье и его вклад в развитие мировой культуры.

29. История становления культурологического знания.

30. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе.

31. Кинофильм и видеоклип: эстетическая позиция.

32. Клубы, творческие союзы, любительские, неформальные объединения в общественной жизни.

33. Кризис нашего времени как проблема человека.

34. КультураДревнего Египта.

35. Культура Древнего Китая

36. Культура древних скифов.

37. Культура земледелия и животноводства Центральной полосы России: вчера, сегодня, завтра.

38. Культура и мировое сообщество.

39. Культура и нравственный мир личности.

40. Культура и религия.

41. Культура Киевской Руси.

42. Культура народов Древней Месопотамии.

43. Культура первобытного общества на территории Орловского края.

44. Культура экономических отношений в период реформ в России.

45. Культурная антропология и ее основоположник Ф. Боас.

46. Культурно-исторические реконструкции развития техники.

47. Культурно-исторический процесс: форма и содержание.

48. Культурология как интегративная область знаний.

49. Леонардо да Винчи – великий ученый, художник, инженер.

50. Ломоносов – великий русский ученый.

51. Марксизм – утопия или наука.

52. Математика и культура.

53. Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ в.в.).

54. Место культуры в системе “человек-природа”.

55. Мифология античного мира.

56. Мода как общественный феномен.

57. Модели цивилизаций в проблеме SETI.

58. Молодежь – церковь – будущее.

59. Наука и образование в средние века.

60. Научная ориентация социальной антропологии.

61. Научно-техническая революция – поворот в развитии культуры.

62. Научные тенденции ХХ века.

63. Национальная государственная идея России.

64. Национальная идеология и язык.

65. Новгородское искусство XIII-XV вв.

66. Новые технологии сельскохозяйственного производства: отечественный и мировой опыт.

67. Основные направления средневекового искусства.

68. Основные школы и направления культурологии

69. Отечественная культура в русле мировой цивилизации.

70. Политика как театр

71. Политический консенсус в гуманитарном диалоге.

72. Постмодернизм и дизайн.

73. Природа и культура.

74. Проблема диалога цивилизаций.

75. Проблемы транснационализации культуры: плюсы и минусы.

76. Происхождение брака и семьи, частной собственности и государства.

77. Просвещение и общественно-политическая жизнь России 15-16 вв.

78. Профессионализм и профессиональная культура в современной жизни.

79. Развитие, распространение и защита культуры – профессиональный и нравственный долг интеллигенции.

80. Ранние формы искусства.

81. Ранние формы религии и их развитие.

82. Рафаэль Санти – мастер высокого Возрождения.

83. Религии Востока.

84. Репин – великий русский художник.

85. Россия и апокалипсис.

86. Русская архитектура 15-16 вв.

87. Русская идея в конце ХХ века.

88. Русская иконопись.

89. Русский авангардизм.

90. Русский костюм 19 века.

91. Сексуальность и культура.

92. Символизм в творчестве М. Врубеля.

93. Современная картина мира: социально-экономический, правовой аспект.

94. Становление портретной живописи в России.

95. Творчество великих музыкантов – представителей просветительского классицизма – И.Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Баха.

96. Творчество Микеланджело.

97. Творчество Рембрандта – наивысшее достижение реализма в голландской живописи.

98. Творчество х удожника Серова.

99. Техника как социокультурное явление.

100. Тициан Вечеллио – король живописцев и живописец королей.

101. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России.

102. Уникальные и универсальные свойства российской культуры.

103. Философия Гегеля как теория культуры.

104. Философия и наука в эпоху Античности.

105. Художественная культура барокко.

106. Художественное наследие Древней Руси и современность.

107. Цивилизация: в поисках стабильности.

108. Человек в мире техники.

109. Человек и автомат: размышления о заменимости человека.

110. Экономисты ХХ1 века.

111. Элементы культурологических знаний в античной философии.

112. Этногенез и биосфера Земли.


Приложение 2. Структурно-логические схемы к семинарским занятиям.

Схема 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: