Специализированные суды

Глава 7 Судебная власть

Глава 5 Представительная власть

Глава 4, 6. Федеральные органы власти.

Глава 3 Федеративное устройство.

РФ – фед государство, сост из 89 субъектов. ФКЗ регул созд нового субъкта. Смысл федер: субъектыобъедин в новую гос общность, отдают власть на федер уровень. Раздел власти по уровн (Ст 71, 72, 73) состоит в разгранич предметов ведения – сферы правового регилиров, осущ кот правомочн федер или её субъекты. Ст 71 - опред предметы ведения РФ исчернп образ: 1)само федеративн устройств, 2)регулир прав и свобод чел и гражданство, 3)фед бюджет, фед налоги, 4)Финансов, валютн, тамож регулир, денежн эмиссия, 5)внешн полит и внешнеэкон отнош, 6)оборона и безопастность, 7) судоустройство и судопроизв; Ст 72 - говор о совместн ведении: регул и федер властью и субъектами: 10трудов, жилищное, земельное, семейное зак-ва, 2)здрвоохран, 3)образов, защита матер и детства, культура, наука, природопользов. Вне этих субъектов ведения вся полнота власти принадл субъектам РФ. Акты законодат субъектов РФ или совместн ведениядолжны соотв федер законам. Фед законы, касающ веден субъектов не должны противор актам субъектов РФ. Ст 76 – говор о соотн местного и федер законодат (противор невозможно, если же есть, то реш в соотв с вопросом). Ст 77 – субъекты образ свои органы власти, в нек случаях образ смеш органы власти.

Презид не вход не в одну из областей, отраслей власти. Он глава государства и высшее должностн лицо. Его задача – обеспеч согласов, взаимод ветвей власти. Он не несёт ответств за ошибки соотв ветвей власти. Презид не моложе 35 лет, граждан РФ, не более 2-х сроков (ср - 4г). Презид имеет право распустить Гос думу, если она что-то отклон 3 раза,, премьер –министра, выразить недовер правит. Правит ответств перд презид. Он может отправ его в отставкуПравит слагает свои полном перед вновь избран презид, а не парламентом – презид респ-ка. Презид явл верховн гавноком, вводит военное и чрезвыч полож (но должно бытьодобрено Сов Федер). Презид назнач министров, только премьер-министра с согласия Думы. Презид обладает правом законодат инициат, обязан подпис и опубликовыв законы (провальгация), обладает правом вето обычн федер законов и ниже)Презид решает вопр гражданства и помилов. Имеет право издавать указы – источн права, нормат акты, не должны противор законам. Указы презид могут касаться вопр, кот должны быть урегулир федер законом, если его ещё нет и указ презид действ до принят закона по этому вопр.

Ст93 –говор о процедуре импичмента. Она очень сложна и почти неосущ. Гос дума выдвиг обвинения, Верх суд находит угол престул в действ презид, Конст суд провер соблюд процедуры, Сов Федер должен принять решен об отстран (через не более 3 месяцев с выдвижен Гос Дум обвинен). В РФ власть президента огромна: может распуститть правит или парламент или что-то одно.


– Федер Собр (2 палаты: СовФедер+Гос дума() осн в принят законов, законодат власть). ГосДума избир, а Совет Федер формир. Дату выборов в Думу назнач президент. 225 избир по партийн спискам, а 225 по одномандатным округам. В парламент проход только люди партии, получ более 5%. Потом провод соотнош между партиями и определ колич мест.

В ГосДуме закон проходит 3 чтения. Сов Федер закон не приним, а одобр. Он не избир, а формир: 2 представ (1-исполн вл, 1-законодат вл). Представ ответственнен передтем органом, коего назначил (напр, пред петерб ЗАКСОМ). Представ губернат складыв свои полномочия с выборами нового губернатора. Ст. 106 Законы о бюджете и налогах подлеж обязат согласов с Сов Федер. Остальн законы Сов Федер может не рассм (через 14 дней принять) или отклон.

Правосудие осущ судом. Правосудие – это осущ в соотв с законом деятельн судов по рассмотрен, разрешен граждан, угол,админ и др дел, отнес к компетенц судов.

Судебн сист представл:

1) Конст суд России – заним констит надзором и контролем, кот сост в том, что конст суд даёт толков Констит, провер на соотв конст федер законы, указы презид, постановл правит и нормат акты субъектов РФ. Рассматр по обращ заинтерес лиц: презид, правит, Госдума, Сов Федер могут обратит в порядке абстрактн нормаконтр, мы же можем обращ, если какой-то закон, примен в нашем деле, не соотв конституц,

2) Суды общей юрисдикции – рассм все уголовн дела и подавяющ число граждан и администр. Они представл: 1)Верховный суд – высш орган судебн власти среди судов общ юрисдикц. Обеспеч единообразие судебн практик в подчин ему судах, контролир их, осущ общее упр-е этими судами. Решен судов субъктов РФ можно обжалов в Верховн суде РФ. По 1-ой инстанц Верх суд рассм гражд дела - споры с государством, дела о ликвид или запрете деят полит парт, споры о ходе избирательн компан федеральн уровня, жалобы на действ Центр Избир Коммис. Верховн суд образ в своём составе Пленум верховн суда, кот приним постановл, где даёт указания по трактовке закона; 2)Суд субъектов РФ (напр, гор суд СПб- 2 касацион инстанц+рассм ряд гражд и уголовн дел по 1-ойкассац инстанц, касающ гос тайны, спора с властями данного субъекта РФ. Рассм дела по тяжким преступл – до 10 лет лишен свобод могут назнач); 3)район суды (рассм все гражд, уголовн дела, кот не заним миров судьи и вышестоящ органы, часть администр правонаруш+аппеляц жалобы по реш миров судей (1 кассацион инстанция)); 4)миров судьи – рассм наибол простые гражд и уголовн дела. Если говор о гражд делах, то рассм с ценой иска до 50тыс рубл, а угол дела – до 2 лет лишен свобод, дела об администр правонаруш.


– сист арбитр судов, специализ на рассм определ групп дел: экономич споры в сфере предприним или иной экономич деятельн. Коммерч суды – разреш спорыв сфере бизнеса. Делами о несост и банкротстве заним арбитражн суды. Представл: 1)Высший арбитр суд, 2)10 крупных арбитр судов (с этой целью РФ поделена на 10 судебн округов по сложивш экономико-географич районам),3) арбитражн суды субъектов федерац – перв звено. Арбитр суды рассм гражд и админ дела в сфере бизнеса. Рассм судом субъек федер, если не согласны, можно подать жалобу (аппеляц жалоба) в этот суд. Потом можно подать кассацин жалобу в окружной суд (суд 3-ей инстанции). Высший арбитр суд также создаёт пленум, издаёт указан, обязат для всех. По 1-ой инстанции рассм жалобыпредприним на правит, государство; экономич споры между субъект и РФ, между субъект.

3) Уставные (конституц суды) – провер соотв местн з-ва конституц. В соотв с конституц суды делятся на федеральн и местн. Судебную сист субъекта образ уставн суды и миров судьи. Все остальн – общей юрисдикц – федер, т к федерация у нас, сл-но, бюджетн федерализм. Местн финанс из местн бюджета., судьи назнач местн органом власти, получ зарплату из местн бюджета.

Правосудие осущ на основе состязательн и равноправия сторон. Состязат означ, что сама процед рассм дела носит форму открытого состязан. Суд явл беспристрастн пасивн арбитром, кот лишь создаёт сторонам услов для состязан, но сам в нём не участвует, суд собирает док-ва.

Равноправ сторон: 1)все равны перед законом и судом, не допуск предпочтен, дискриминац, 2)участн процесса надел равн правами.

Суды явл независ и подчин только закону. Обеспечив особ порядк назнач и отстран от должн, судьи несменяемые, назнач в 25 лет, должн иметь высш юридич образов, сдают экзамен, высш возраст для судьи 65 лет; квалификацион комис выносит решен по жалобам, но 2/3 состоят из судей, поэт судей не отстран от работы. Правда сейчасстало жестче: первы раз судью назнач на 3 года. Независ судей должна гарантиров высок з/пл, льготы, соц гарантии, должна быть тайна совещ: никто не может проникнуть и оказать давлен. Судьи неприкоснов: к уголовн и админ ответственности их можно привлечь по реш квалифик комис.

Разбират во всех судах открыт (кроме гос тайны, тайны частн жизни, интересах несовершеннолетн). Это ср-во контроля за судом. Дела могут рассм с участием суда присяжн по ходатайству подсудим. Обычно угол дела рассм в район судах с участ народн заседат. Гражд дела рассм (с 1.02.03) – только с проф судьями. В арбитр судах могут принимать участие арбитр заседатели – их выдвиг торгово-промышл палаты или предприним объедин, утвержд пленумом верховн арбитражн суда. Дело рассм 1 судьёй и 2 арбитражн заседат – теже права и обязан, но судья председат.


Прокуратура –

единая централиз сист с подчин нижестоящ прокуроров вышестоящ и ген прокурору России. Задача прокуратуры – надзор за соблюд законов, защита прав и интер граждан и поддержан, осущ ф-ции уголовн обвинен. Прокуроры вносят представл об устранен нарушен закона в органы гос власти и упр-я, а ктакже юр лицам и гражданам, если прокур усматр в их действ нарушен закона. Прокур может обратиться с иском в в общий суд или арбитражн в защит тех прав граждан и юр лиц. Защищ тех, кто сам себя защитить не может (несовершеннолетн, пенсионеры и т д). В арбитр суд прок может предъяв только иски в защиту интересов государства.

Прокуратура выполняет функцию уголовного преследования:

1) могут возбужд уголовн дела,

2) надзирают за следств и дознанием (рассм жалбы на орган следств),

3) утвержд обвинит заключен, подготовл следоват, кот не может передать его в суд самостоят,

4) в суде поддержив обвинен.

Прок облад широк полномоч в области уголовн процесса: дают санкции на обыски, выемк и т д. В области админ у прок очень широк полномоч: может войти в любое помещ, осущ любую проверку, потреб докум, не подчинен ему влечёт за собой уголовн ответствен.

Основн функцию уголовн преследов выполн МВД (помимо прокуратуры – расслед некот дела и назир за всеми; таможня – расслед таможен преступлен; ФСБ – расслед гос преступлен) – возбужд и расслед уголовн дела. За всеми надзирает прокурат, но осущ расслед по делам, касающ судей. Всё это – силовой блок – правоохранит органы – органы, заним защитой правопорядка.

Адвокатура – противостоит правоохранит органам. Адвокатура – свободн профес сообщ лиц, проф деят кот сост в защите прав и интересов граждани орг-ций. Адв может стать человек с высш юридич образован, сдавш экзамен, кот предшеств стажировка. В РФ адв монополии нет, любое дело можно вести лично, без юридич помощи. Защиту на предварит сдледств могут осущ только адв, когда дело передано в суд, можно обойтись без него. Иногда адвок назнач по постановл орг следств и суда: слепые, глухие, несовершеннолетн – за это платит государство. Также в гражд делах могут назнач адв, если неизв место жит ответчика.

Нотариат (вход в сист правоохр орг). Это лица, профес деятельн кот представл защиту прав, но защищ бесспорн права, а суды оспорен и нарушен. Нотариусы удостовер сделки. Для некот сделок устанавл спец нотариальн форма, но любой сделке можно придать нотариальн форму. Нотар обязаны страхов риск матер ответств, если он совеш незакон действ, то понесёт матер ответств (в СПб застрах на 1млн рубл). Они дел на частн и государственных. В каждом городе должна существов 1-ая гос нотариальн контора. Охрана наследств имущ – дело гос нотариусовВ РФ все нотар явл сейчас частн, но все действ, соверш от имени РФ носят публичн хар-р. Осн виды деят нотариусов: удостовер деятельн, т е сделок, факт местонахожд чел, факт существ в живых, ведут наследств дела, удостов копии док-тов. Если между наследник есть конфликт, то надо идти в суд, нотариус в этом случ не может выдать свид-ва о наследстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: