Структура слога

Слоги бывают закрытые (прикрытые) и открытые (cv – открытый слог, vc – закрытый слог). В большинстве языков мира преобладает такой слоговой тип, как cv (согласный+гласный) (во многих языка Юго-Восточной Азии, французский язык).

Бывают такие слоги, в которых более одной гласной. Такие слоги называются дифтонги.

Словесное ударение объединяет звуки, образующие облик слова, а если слово состоит из более чем одного слога, то ударный слог связывает его в единое целое.

Ф ункции ударения:

1)кульминатитивная/вершинообразующая. Ударение обеспечивает цельность и отдельность фонетического облика слова путем выделения просодического (звучного) центра, то есть ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

2) дистинктивная/дифференциальная/слово- и форморазличительной. Ударение способствует различению разных форм одного слова, а также разных слов (не во всех языках, в русском языке такая функция присутствует; такую функцию может выполнять только свободное и подвижное ударение).

3) делимитативная/словоразграничительная. Ударение способствует выделению границ между словами. Эту функцию выполняет связанное, в основном фиксированное ударение.

Раздел фонетики, который занимается проблемами ударения, называется акцентология. Также она изучает такие особенности ударения, которые характеризуют особенности диалектов.

Выделяются различные типы ударения:

1) динамическое/силовое/экспираторное («выдыхательное»): такое ударение выделяется силой и интенсивностью артикуляции

2) квантитативное/долготное (количественное): почти не употребляется, потому что обычно большая долгота сопровождается большей силой

3) музыкальное/тоническое: в основе этого ударения лежат разнообразные тоны (языки Юго-Восточной Азии: в китайском 4 тона, во вьетнамском 6 тонов)

По месту ударения различаются языки со свободным и со связанным ударением. Свободное ударение называется разноместным, связанное – одноместным. Также ударение может быть подвижным-неподвижным. Подвижное ударение характерно для языков, в которых место ударения определяется отсчетом слогов с конца слова при условии, что язык имеет развитую систему окончаний или суффиксов (например, в польском языке ударение падает на второй от конца слог: pOlski, polskEgo – с одной стороны, ударение связанное, с другой стороны, подвижное).

В некоторых случаях есть дублетное ударение (творОг-твОрог).

Выделяют главное и второстепенное ударение (при произнесении длинных слов – энЕргонадзОр).

Формула Потебни А.А.:

… 1 2 3 1 1… (второй предударный; те, что после тройки – заударные)

Она показывает, что во всяком такте только один слог ударный; что первый предударный слог произносится сильнее, чем другие предударные и заударные; что остальные слоги равны; что слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле; что предударная часть и заударная часть несимметричны; позволяет определить границы тактов.

Дать - 3

Отдать - 23

Передать -123

1231―3―23― посмотрите вон туда

Интонация состоит из: мелодики (движение основного тона голоса: повышение или понижение), интенсивности (синтагматическое и логическое ударение), длительности (протяженность во времени), темпа речи (замедление или ускорение), тембра произнесения (сочетание основных тонов и обертонов) и пауз (перерывы в звучании).

Функции интонации:

1) различает коммуникативные типы высказываний (повествование, побуждение или вопрос)

2) является формальным показателем актуального членения предложения (смысловое поведение одного из членов предложения)

3) является средством выражения грамматических значений

4) способствует выполнению экспрессивной функции языка

5) характеризует говорящего и ситуацию общения в коммуникативном акте

6) выполняет стилистическую окраску текстов разных жанров

Типы интонаций: интонема; интонационный контур.

Звучащая речь делится на фразы, такты, слоги, звуки.

Фраза – наиболее крупная единица, объединенная в единое целое интонацией. Отделяется от других фраз большими паузами (двумя морами, а одна мора по долготе равна слогу).

Такт – часть фразы, один или несколько слогов, объединенных ударением. Отделяется от других тактов малыми паузами.

Слог – часть такта, один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком. Отделяется от других слогов слогоразделами.

Звук – часть слога, объединенная одной артикуляцией. Отделяется переходом от рекурсии предыдущего экскурсией последуюшего.

Фонетическая транскрипция - точная запись звучащей речи. Существует международный фонетический алфавит, который использует знаки латиницы и дополнительные значки, а также русская фонетическая азбука.

Завтрак - [за’фтрък] [zaftrӘk]

Транскрипция записывается в квадратных скобках, слова в транскрипции отделяются #, синтагмы отделяются |, фразы ||.

Также существует «узкая транскрипция». Комбинаторные изменения (из-за рядом стоящих звуков). Позиционные изменения – те изменения, которые зависят от позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: