Фонетические процессы

Таблица гласных по МФА

Те, что снаружи – это огубленные звуки, те, что внутри – нет.

См. Реформаторского стр. 101.

Гласные звуки могут различаться по времени произнесения (отличаются долготой).

2. акустическая классификация звуков

Звуки речи делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вообще не присутствуют (тогда мы имеем гласные), или присутствуют в минимальной степени (тогда мы имеем сонорные звуки). В шумных звуках тембр определяется характером шума.

гласные сонорные согласные (Л, М, Н, Р, J) звонкие шумные (В, Ж, З, Б, Д, Г) глухие шумные (Ф, С, Ш, Х, П, Т, К)

max сонорные max шумные

3. дихотомическая классификация звуков

На основании акустического анализа звука точно установить, каким укладом речевых органов произведен звук, невозможно. Один и тот же звук может быть произведен разными артикуляторными органами (люди, у которых ампутирована гортань). Такая классификация старается учесть всевозможные характеристики звуков разных языков.

децибелы герцы сонограф


герцы миллисекунды

Форманты – 1) составляющие, которые необходимы для образования звука; 2) зона частот, усиленная резонаторами. Совокупность формант и межформантных областей создает спектр звука речи.

Для гласных обычно указывают три форманты:

F1 – основная форманта (форманта с наименьшей частотой, определяет характер звука)

F2, F3 – дополнительные форманты

Остальные форманты (F2 и F3) в сочетании с основной формантой определяют тембр звука.

Американский исследователь Г. Фант и русский исследователь Л. В. Златоусова.

Классификация гласных:

по Г. Фанту по Л. В. Златоустовой

«А» - 600-1000 800-1600

«О» - 500-900 500-1000

«Э» - 400-2000 500-2000

«У» - 250-600 300-600

«И» - 200-2000 500-2500

В 50-х годах XX века разрабатывались новые классификации звуков.

Классификация Р. О. Якобсона, Фанта и Халле. В основе этой классификации лежат 12 пар акустических признаков. Эта классификация является дихотомической. Все множество звуков делится по признакам на две группы, каждая из которых делится на два класса, каждый из которых делится на две подгруппы и тд. Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира. Используемы признаки имеют четкие акустические соответствия в спектре звука и довольно хорошо соотносимы с артикуляторной характеристикой.

12 пар признаков:

1) гласный -– не гласный/вокальный-не вокальный

2) согласный -– не согласный/консонантный-не консонантный

3) высокий – низкий

4) компактный -– диффузный

5) бемольный -– не бемольный

6) диезный – не диезный

7) прерванный – непрерванный

8) резкий - не резкий

9) звонкий – глухой

10) напряженный – не напряженный

11) носовой – ротовой

12) глоттализованный – не глотализованный

Высокий звук – звук с большой частотой колебания. Высокие звуки – гласные переднего ряда.

Центр речевого спектра – частота в 1000 Гц. Диффузные звуки – это те звуки, которые удалены от центра речевого спектра, компактные – те, которые близки к нему. Диффузные звуки– это гласные верхнего подъема, согласные губные или зубные; компактные звуки – гласные неверхнего подъема, согласные передне-, средне- и заднонебные.

Бемольные звуки - это те, у которых одна из формант понижена («О», «У» - бемольные, «А» - не бемольная). Более низкий тон создает огубленность.

Среди согласных диезные - это мягкие палатализованные, среди гласных – гласные в позиции между мягкими согласными. Во всех языках мира бемольные и особенно диезные звуки имеют тенденцию развиваться в другие звуки, например в русском языке происходили так называемые палатализации вследствие развития диезных слогов.

*Доказать, что в словах пять, месть и люди все звуки диезные. Пять [п’ат’], месть [м’эc'т’], люди [л’уд’]

Прерванные – это такие звуки, которые резко прерываются, и на сонограме характеризуется резко оборванным краем волны. К прерванным относятся все смычные, кроме носовых. Остальные звуки (все гласные, щелевые согласные, носовые согласные) непрерывны. У них черной части спектрограммы предшествуют переходные тоны.

Некоторые звуки отражены на спектрограмме «завихрениями». При их произнесении в резонаторе возникают «турбулентные потоки». В русском языке резкими являются: Ц, Ч, Р, Р’.

Звонкие – это все вокальные звуки (гласные и сонорные звуки), звонкие и шумные. Глухие звуки – это все остальные.

А – вокальный, не консонантный, низкий, не диффузный, не бемольный, не диезный, не прерванный, не резкий, звонкий.

Эти характеристики можно представить в виде нулей и единиц. Такая форма может быть понята машиной.

Дихотомическая классификация позволяет решить некоторые теоритические проблемы, которые нельзя было решить ранее.

Якобсон, Халле «Введение в анализ речи» www.classes.ru -> новое в лингвистике, выпуск второй.

Так как звуки произносятся в речи не изолированно, они могут оказывать влияние друг на друга или поддаваться влиянию общих условий произношения. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения, например оглушение звука «в» в конце слов в русском языке или редукция безударных гласных. Комбинаторные изменения вызываются влиянием звуков друг на друга в потоке речи. Комбинаторные изменения осуществляются в виде аккомодации (приспособления), ассимиляции (уподобления), диссимиляции (расподобления), диэрезы (разделения), эпентезы (вставки) и т.д.

1) Аккомодация возникает между звуками одного типа (между согласными или между гласными), обычно стоящими рядом и может быть прогрессивной и регрессивной. При прогрессивной аккомодации экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего. При регрессивной аккомодации рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего. Пример прогрессивной аккомодации: гласные звуки современного русского языка А, О, У, Э становятся более передними и высокими на слух, если им предшествует мягкий согласный (РАД-РЯД, ТОК-ТЁК, ЛУК-ЛЮК, НЭТ-НЕТ). Звук И аккомодирует после твердых согласных, становясь более низким и более задним звуком (МИЛ-МЫЛ). Регрессивная аккомодация: менее звучное, более закрытое и более напряженное звучание всех русских гласных перед мягкими согласными (ЦЕЛЬ-ЦЕЛ). БИТ-БИТЬ, ПАР-ПАРЬ, КОН-КОНЬ.

2) Ассимиляция возникает между звуками того же рода (между гласными и согласными). Ассимиляция может быть полной (если два разных звука становятся одинаковыми) и неполной. Ассимиляция, так же как и аккомодация, основана на приспособлении рекурсии предыдущего звука или экскурсии последующего. Так же как и аккомодация бывает прогрессивной и регрессивной. Если взаимодействуют соседние звуки, то это контактная ассимиляция, если взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга, то это дистактная ассимиляция. (ОТДЫХ (произносим оддых)).

3) Диссимиляция также возникает между звуками одного и того же рода. Когда из двух одинаковых или подобных звуков, появляются два различных или менее подобных звука. Проявляется в диалектной речи. Также может быть контактной или дистактной, прогрессивной или регрессивной. (БОМБА (произносим бонда), ПРОРУБЬ (пролупь)). Ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение речи, но сами трудности произношения могут быть диаметрально противоположны: с одной стороны, затрудняют резкие контрасты произношения соседних звуков (ассимиляция), а с другой, затрудняет и повторяющаяся монотонность артикуляции (диссимиляция).

4) Диэреза – устранение звуков Т или Д из звуковых комплексов СТН, СТЛ; ЗДН, ЗД (ПРАЗДНИК, ЛЕСТНИЦА).

5) Эпентеза – вставка звуков В, J в случае зияния, то есть непосредственного соседства двух гласных (КАКАО-КАКАВО, ЛЕОНТИЙ-ЛЕВОНТИЙ).

6) Протеза – разновидность эпентезы. Вставка дополнительных звуков в начале слова (ОСТРЫЙ-ВОСТРЫЙ, EIGHT (англ)-ACHT (нем), ОСЕМЬ-ВОСЕМЬ).

7) Метатеза – перестановка звуков или слогов, происходящая при заимствовании слов из другого языка, при переходе слова в диалект или при усвоении речи детьми. (TELLER-TALERZ-ТАЛЕРКА).

Следует различать различные по протяженности участки и характеристики этих участков.

Высказывание -> фразы (синтагмы) -> слова -> слоги.

Минимальная мера участка речевой цепи – слог. Но вывести понятие «слог» довольно сложно (се-стра, сес-тра, сест-ра). Когда мы говорим о слоге, то обычно подразумеваем, что в слоге два звука, один из которых слоговой. (ах: а – слоговой, х – не слоговой).

Невозможно, чтобы два не слоговых звука образовали слог (бб). Слог – то, что произносится одним толчком воздуха (школьное определение).

Теории слога:

1) Слог – это волна сонорности. В соответствии с этой теорией звуки различаются по степени сонорности:

1. глухие шумные согласные; 2. звонкие шумные согласные; 3.сонорные согласные; 4. гласные.

Окончившая [акон’ч’ифшъйъ]

4 а о и ъ ъ й – между 3 и 4 уровнями, так как не является ни гласным, ни согласным

3 н

1 к ч ф ш

По этой теории звукообразующий звук тот, который сонорнее окружающих. Сонорный раздел проходит в местах наибольшего контраста по сонорности.

Согласный, непосредственно предшествующий гласному, всегда составляет с этим гласным слоговое единство.

2) Слог - волна эксплозии имплозии. Когда мы произносим звуки, какие-то звуки произносятся при раскрытие рта, какие-то при закрытии рта. Имплозивный согласный – который произносится при закрытии рта, эксплозивный – при раскрытии. Обычно гласные в русском имплозивные. Слогообразующим будет тот звук, который стоит в начале имплозии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: